Сюжет про Емелю, который выловил из проруби волшебную щуку, давно вошел в наш культурный код. Народную сказку в свое время литературно адаптировали и Владимир Даль, и Иван Бунин, и Алексей Толстой. Экранных воплощений у этой истории тоже немало. И вот в прокат выходит новая экранизация – с обилием спецэффектов и колоритными актерами.
А еще у него много общего с другими фольклорными сюжетами – щука здесь превращается в красную девицу Василису («Царевна-лягушка»), из воды то и дело грозит перепонками Водяной царь («Варвара-краса, длинная коса»), а самому Емельяну капризная царская дочь, не желающая выходить замуж, придумывает заковыристые задания («Сказ про Федота-стрельца»).
Игра честная: существует несколько десятков вариантов истории про Емелю-дурачка. От жестких, вроде того, где его замуровывают в бочке и бросают в море (тоже знакомо, правда?). До более мягких, где он, скажем, на самоходной печке давит крестьян. В фильме Александра Войтинского таких ужасов нет, хотя маленькие зрители все равно замирают перед экраном: например, когда герой оказывается у чудесного знака «Конец русских (з)емель» или отправляется на тот свет за благословением будущей тещи в исполнении Агриппины Стекловой.
Круг персонажей заметно разросся, да и мотивация их поменялась. Например, Емеля (Никита Кологривый удачно сменил полюс своего обаяния с отрицательного на положительный) предстает не ленивым увальнем, а наивным мечтателем с чистой душой. И недюжинной смелостью – ради любви он и вовсе готов на любые подвиги.
Инфантильность героя оказывается маской, скрывающей неуверенность в своих силах. Для того чтобы обрести себя, ему нужен толчок извне. Когда Емеля идет туда, куда не ступала нога человека, в себя он верит больше, чем в магию. Хотя, конечно, без надежды на авось не обходится. Но оказывается, что дуракам действительно везет – при условии, что у них большое и доброе сердце. А чувства Емельян выражает очень открыто, раз за разом доказывая, что простодушие – не порок.
Василиса (Мила Ершова) оказывается не только Щукой, но и «трудным подростком» (отсылок к современности в картине вообще предостаточно), хотя внимание на себя бойким характером не перетягивает. Царская дочь Анфиса (Алина Алексеева, в которой есть что-то от Марфуши Инны Чуриковой) пребывает в плену тщеславия и жадности – выйти замуж она хочет за кичливого английского лорда (кривляющийся Юрий Колокольников), а от «русского мужика» воротит нос. К финалу Анфиса меняет пышные яркие платья с сердечками и вышитыми зверюшками на черный кожаный корсет – вот вам и сказочная принцесса!
Царь здесь – крепкий хозяйственник (Роман Мадянов), который не выпускает из рук рабочий инструмент. Кощей (Федор Лавров) – властитель царства мертвых наподобие Аидова: чтобы попасть туда, откуда не возвращаются, героям приходится переплыть местный аналог Стикса. Локации, кстати, не настолько масштабны, как можно было вообразить: с котом Баюном (хищного вида манул с голосом Сергея Бурунова) Емеля встречается на заколдованной опушке, а скатерть-самобранку добывает в Каменном городе, который напоминает скорее небольшой скалистый уступ.
Даже сцена с танцами в царских палатах изрезана монтажом: слишком быстро и резко камера выхватывает лица, руки и ноги. По-настоящему размашисто выглядят только бескрайние зеленые поля, в которые не терпится перенестись. То ли жизнь в мегаполисе так действует, то ли память предков дает о себе знать, но, глядя на мягкую высокую траву, связь с природой хочется восстановить немедленно.
У фильма Александра Войтинского нет крепкого музыкального стержня, как у «Бременских музыкантов» или «Летучего корабля», но запоминающихся мелодий тут все равно хватает – от балалаечного марша Мендельсона до народных песен. Культурно-технологическое соревнование продолжается и сюжетно: жеманство против деловитости, механический орган против баяна-самоиграна, гигантская овощерезка на дешевой рабсиле против скатерти-самобранки… Хотя в закромах и отыскивается компромисс в виде сказочного скайпа.
Актуальных пересечений тоже немало: одни нужны, чтобы порадовать детей, другие веселят исключительно взрослых. «По щучьему велению» – однозначно удачная попытка создателей говорить со зрителем современным языком с англицизмами и тарабарщиной, бизнес-терминами и мемными отсылками.
Добавьте сюда складный сюжет, ярких героев (за некоторыми хотелось бы понаблюдать подольше) и уникальные фишки вроде самоходной печи (Кологривый ездит на ней с неподдельным удовольствием) – и получите отличную историю, которая учит мечтать, трезво оценивать последствия и быть честным. Как перед собой, так и перед другими. А еще это та самая сказка, в которую действительно хочется попасть. Хотя бы на пару часов.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…