Посмотрели волшебную историю, населенную русскими народными героями, зарубежными послами и одним хищным манулом.
Сюжет про Емелю, который выловил из проруби волшебную щуку, давно вошел в наш культурный код. Народную сказку в свое время литературно адаптировали и Владимир Даль, и Иван Бунин, и Алексей Толстой. Экранных воплощений у этой истории тоже немало. И вот в прокат выходит новая экранизация – с обилием спецэффектов и колоритными актерами.
А еще у него много общего с другими фольклорными сюжетами – щука здесь превращается в красную девицу Василису («Царевна-лягушка»), из воды то и дело грозит перепонками Водяной царь («Варвара-краса, длинная коса»), а самому Емельяну капризная царская дочь, не желающая выходить замуж, придумывает заковыристые задания («Сказ про Федота-стрельца»).
Игра честная: существует несколько десятков вариантов истории про Емелю-дурачка. От жестких, вроде того, где его замуровывают в бочке и бросают в море (тоже знакомо, правда?). До более мягких, где он, скажем, на самоходной печке давит крестьян. В фильме Александра Войтинского таких ужасов нет, хотя маленькие зрители все равно замирают перед экраном: например, когда герой оказывается у чудесного знака «Конец русских (з)емель» или отправляется на тот свет за благословением будущей тещи в исполнении Агриппины Стекловой.
Круг персонажей заметно разросся, да и мотивация их поменялась. Например, Емеля (Никита Кологривый удачно сменил полюс своего обаяния с отрицательного на положительный) предстает не ленивым увальнем, а наивным мечтателем с чистой душой. И недюжинной смелостью – ради любви он и вовсе готов на любые подвиги.
Инфантильность героя оказывается маской, скрывающей неуверенность в своих силах. Для того чтобы обрести себя, ему нужен толчок извне. Когда Емеля идет туда, куда не ступала нога человека, в себя он верит больше, чем в магию. Хотя, конечно, без надежды на авось не обходится. Но оказывается, что дуракам действительно везет – при условии, что у них большое и доброе сердце. А чувства Емельян выражает очень открыто, раз за разом доказывая, что простодушие – не порок.
Василиса (Мила Ершова) оказывается не только Щукой, но и «трудным подростком» (отсылок к современности в картине вообще предостаточно), хотя внимание на себя бойким характером не перетягивает. Царская дочь Анфиса (Алина Алексеева, в которой есть что-то от Марфуши Инны Чуриковой) пребывает в плену тщеславия и жадности – выйти замуж она хочет за кичливого английского лорда (кривляющийся Юрий Колокольников), а от «русского мужика» воротит нос. К финалу Анфиса меняет пышные яркие платья с сердечками и вышитыми зверюшками на черный кожаный корсет – вот вам и сказочная принцесса!
Царь здесь – крепкий хозяйственник (Роман Мадянов), который не выпускает из рук рабочий инструмент. Кощей (Федор Лавров) – властитель царства мертвых наподобие Аидова: чтобы попасть туда, откуда не возвращаются, героям приходится переплыть местный аналог Стикса. Локации, кстати, не настолько масштабны, как можно было вообразить: с котом Баюном (хищного вида манул с голосом Сергея Бурунова) Емеля встречается на заколдованной опушке, а скатерть-самобранку добывает в Каменном городе, который напоминает скорее небольшое скалистый уступ.
Даже сцена с танцами в царских палатах изрезана монтажом: слишком быстро и резко камера выхватывает лица, руки и ноги. По-настоящему размашисто выглядят только бескрайние зеленые поля, в которые не терпится перенестись. То ли жизнь в мегаполисе так действует, то ли память предков дает о себе знать, но, глядя на мягкую высокую траву, связь с природой хочется восстановить немедленно.
У фильма Александра Войтинского нет крепкого музыкального стержня, как у «Бременских музыкантов» или «Летучего корабля», но запоминающихся мелодий тут все равно хватает – от балалаечного марша Мендельсона до народных песен. Культурно-технологическое соревнование продолжается и сюжетно: жеманство против деловитости, механический орган против баяна-самоиграна, гигантская овощерезка на дешевой рабсиле против скатерти-самобранки… Хотя в закромах и отыскивается компромисс в виде сказочного скайпа.
Актуальных пересечений тоже немало: одни нужны, чтобы порадовать детей, другие веселят исключительно взрослых. «По щучьему велению» – однозначно удачная попытка создателей говорить со зрителем современным языком с англицизмами и тарабарщиной, бизнес-терминами и мемными отсылками.
Добавьте сюда складный сюжет, ярких героев (за некоторыми хотелось бы понаблюдать подольше) и уникальные фишки вроде самоходной печи (Кологривый ездит на ней с неподдельным удовольствием) – и получите отличную историю, которая учит мечтать, трезво оценивать последствия и быть честным. Как перед собой, так и перед другими. А еще это та самая сказка, в которую действительно хочется попасть. Хотя бы на пару часов.
Комментарии