Кино

«По Фрейду»: Философия, теология и психоанализ в одном флаконе

Фильм Мэтта Брауна («Человек, который познал бесконечность», «Лондон-Таун») «По Фрейду» больше похож на камерный спектакль для двоих актеров. Впрочем, это не удивительно. Учитывая, какой путь прошло произведение, прежде чем попасть на экран.

В качестве основы для будущей ленты Браун взял театральную постановку по пьесе «Последний сеанс Фрейда» драматурга Марка Ст. Джермейна. А тот, в свою очередь, написал ее по книге Армана Николи «Фрейд и Льюис. Дебаты о Боге», в которой столкнул противоположные тезисы будущего автора «Хроник Нарнии» и отца психоанализа.

По сюжету, действие разворачивается в сентябре 1939 года в Лондоне, куда Фрейд вынужденно бежал из Вены. Старый доктор без конца слушает радио, где речь Гитлера сменяется симфоническим оркестром, пьет виски, смешивая его с морфием, и мучается от болей – у него рак челюсти.

На его пороге появляется молодой профессор философии Льюис, и между ними завязывается преинтересный спор. Прежде всего, теологический. Фрейд – убежденный скептик и атеист. Льюис когда-то придерживался тех же позиций, но в настоящем нашел утешение в христианстве.

Их разговор напоминает дуэль двух фехтовальщиков. На каждую меткую мысль друг друга они находят не менее острые контраргументы. На каждый вопрос у них заготовлены ответы, в которые они искренне верят. При этом нельзя сказать, кто из них прав, а кто нет. Фрейд, утративший веру в Бога из-за антисемитизма, с которым ему пришлось столкнуться, потерявший одну из своих дочерей и внука. Или Льюис, пришедший к Всевышнему после ужасов Первой мировой войны, где на его глазах убили лучшего друга, что нанесло писателю незаживающую психологическую травму.

Здесь нет правды – только два человека с личными трагедиями и опытом. Мэтт Браун не принимает ничью сторону: он как бы разглядывает собеседников со стороны и предлагает зрителю сделать то же самое. Оставаться беспристрастным при просмотре «По Фрейду» – лучшее решение, иначе фильм может запросто вывести из себя.

Картина не просто камерная: она тесная и душная. Практически все действие происходит в доме Фрейда, – беседующие почти не покидают пределов небольшого кабинета. Лишь раз они выходят на улицу, когда тревожная сирена извещает, что вот-вот начнется бомбежка. К счастью, этого не происходит, но вся атмосфера фильма пронизана подобным чувством неизвестности – умрешь ты сегодня или все-таки доживешь до завтрашнего утра.

Кабинет Фрейда темный и мрачный, несмотря на попытки его дочери Анны создать в нем уют. Он давит стенами, потолком, духом смертельно больного человека, который в нем обитает. Оттуда хочется убежать, вдохнуть свежего воздуха, но на улице не становится лучше. Там захлестывает паника и тревожность.

Понимая, как сложно снять фильм в пределах одной локации, создатели разбавили его воспоминаниями маленьких Фрейда и Льюиса, интрижкой последнего с матерью умершего друга и болезненно-созависимыми отношениями первого с дочерью. Правда, эти вставки не сделали атмосферу менее тяжелой. Напротив: от них еще муторнее. Поскольку даже светлые вещи (которых немного) кажутся унылыми. Будто в жизни Фрейда и Льюиса больше ничего и не было, кроме боли и смертей вокруг них. При этом отторжения или непонимания герои не вызывают.

Главные роли исполнили Энтони Хопкинс и Мэттью Гуд. И их старания – главное достоинство фильма и важная причина с ним ознакомиться. Энтони Хопкинс (так и хочется написать: Энтони Фрейд) великолепен. Он раскрывает доктора через жесты, мимику, дрожащие руки, острый взгляд, проникнутый болью, голос, в котором смешиваются английская речь и немецкие словечки с многократным Ja. «По Фрейду» желательно смотреть в оригинале с субтитрами – никакой дубляж, даже самый гениальный, не передаст игры сэра Энтони с интонациями.

Мэттью Гуд не отстает от старшего коллеги. Интеллигентный, мягкий Льюис больше молчит, но когда говорит, то бьет точно в цель – твердо и убежденно. Он умеет отстоять свои доводы и при этом не скатывается в оскорбления – дипломат от Бога.  

Химия между актерами видна невооруженным глазом: Хопкинс и Гуд абсолютно разные, но гармонично дополняют друг друга, придавая фильму необходимую пульсацию. Между тем в реальности Фрейд и Льюис никогда не встречались: согласно ремарке в финале картины, перед самой смертью доктор принимал у себя молодого гостя из университета, но кто это был – неизвестно. Откуда же взялась книга про эту встречу?

Арман Николи преподавал в Гарварде и читал курс лекций по Фрейду. Со временем студентам, считавшим труды психоаналитика интересными, но однобокими, наскучил его материализм. Тогда Николи предложил им в качестве эксперимента противопоставить Фрейду Льюиса, имевшего совсем другие взгляды на те же вещи, о которых говорил психоаналитик. Студентам идея понравилась, и лекции обрели вторую жизнь – по ним-то Николи и написал свою книгу.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

9 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад