В прокат вышла музыкальная комедия, которую при желании можно принять за экзистенциальную драму.
Егор (Роман Евдокимов) уже несколько лет пробует найти свое звучание в современном мире: днем он пытается записать собственную песню в маленькой студии, которую оборудовал в шкафу съемной квартиры, а по ночам развлекает подвыпивших гостей в столичном караоке. Его девушку (Стася Милославская) такая ситуация не слишком устраивает, но мириться с положением альфонса не намерен уже сам музыкант. Впрочем, суровый отец Юли, состоятельный бизнесмен Артем Андреевич (Максим Лагашкин), реагирует на новость о грядущей свадьбе еще более радикально, ставя торжество под угрозу.
Накануне важной семейной встречи Егору наконец удается поймать поток вдохновения, но этот же вихрь каким-то образом переносит его в лето 1991 года. Не менее чудным образом вернувшись обратно, герой пытается понять, как лучше использовать открывшиеся возможности. И, конечно, влипает в историю. Даже в несколько, поскольку попадает он всякий раз в один и тот же июльский день, но в каждом случае действует по-другому.
Если судить исключительно по синопсису, «Плагиатор» более всего напоминает драму Дэнни Бойла Yesterday, главный герой которой попадал в альтернативное прошлое, чтобы открыть миру музыку The Beatles до появления самой группы. А еще «День сурка» – по вполне понятным причинам.
Однако картина Антона Мегердичева оказывается куда более сложной конструкцией, в том числе жанровой. Несмотря на огромное количество попурри и оптимистичное настроение – с первой секунды очевидно, что закончиться на минорной ноте эта история не может, – она поднимает важные темы. Которые вполне можно счесть экзистенциальными – в чуть ином ракурсе лента могла бы считаться драмой об ужасах жизни.
Так, понемногу изменяя прошлое, Егор приходит к достаточно неутешительному выводу: человек никогда не бывает в полной мере удовлетворен собственным существованием. Есть деньги – но нет дела всей жизни, мечта исполнилась – но рядом нет семьи. Пролить хоть какой-то свет на ситуацию помогает как раз длинная, 30-летняя дистанция: то, что можно принять за роковую ошибку, о которой сожалеешь годами, не замечая ничего вокруг, на самом деле оказывается не тупиком, а поворотным моментом.
При таком философском подходе действие картины разворачивается неспешно. Экшен-эпизоды в основном сведены к хореографическим упражнениям, поскольку даже попытки обогатиться Егор предпринимает скорее из исследовательского любопытства, чем оголтелой жадности. Евдокимов вообще выводит своего героя человеком честных нравов и адекватных суждений – без изначальной червоточины, как это было в сказке «Огниво», но и без принципиального благородства, которым обладал его персонаж в «Ладе Голд».
Между двумя временными плоскостями может существовать только органика, поэтому ни деньги, ни предметы искусства перетащить из одного мира в другой невозможно. Зато реально воспользоваться собственным талантом и красиво обойти авторские права – если хиты еще не придуманы, значит и исполнять их не запрещено. Тем более в долгосрочной перспективе такая единоразовая акция не принесет никому вреда, а вот ушлого продюсера в исполнении Марата Башарова, имитирующего армянский акцент, очень даже порадует. И кое-какие двери откроет не хуже зажатой в кулак купюры.
Изменение будущего здесь проработано не слишком детально, поскольку сай-фай в данной компиляции жанров – отнюдь не главная составляющая: куда больше оммажей сделано «Стилягам» и «Ла-ла Ленду». Из-за этого некоторые условности и нелогичные детали, выпадающие из повествовательного ряда, в том числе из-за монтажа, становится сложно игнорировать. Запутать может и финал, до которого герои добираются окольными путями: хронометраж заметно переваливает за привычные полтора часа.
Зато в какой-то момент происходящее становится откровенно мрачным, и эта смена тональности позволяет ведущему актеру продемонстрировать широкий эмоциональный диапазон, а зрителю помогает встряхнуться: в конце концов, не всегда арбатские приключения образца 1990-х заканчивались мирно.
Но вообще все превосходно и чрезвычайно весело, как писал классик: артисты явно наслаждаются сменой образа, в кадре то и дело звучат действительно народные хиты, от Цоя и Лепса до Агутина и Булановой, а ностальгический флер разбавляют всегда актуальные размышления.
При этом создатели по-доброму иронизируют над канонами жанра вроде «я буду любить тебя вне времени», не скатываясь в откровенные сантименты, а также подсвечивают интересную параллель: «днем сурка» оказывается как раз современность с ее надоевшей рутиной, а вот в 1990-х каждый день – даже один и тот же! – ощущается по-особенному. Впрочем, ради того, чтобы ощутить вкус жизни, необязательно отправляться в прошлое – достаточно просто оглянуться вокруг и прислушаться к себе и собственным желаниям.
Комментарии