Бедный школьный учитель Миша (Майкл Зеген) влюблен в дочь управляющего поместьем Машу (Элизабет Мосс), которая сохнет по начинающему драматургу Константину (Билли Хоул). Тот, в свою очередь, влюблен в Нину (Сирша Ронан), соседскую девушку, она без ума от знаменитого писателя Тригорина (Кори Столл), любовника актрисы Ирины Аркадиной (Аннетт Бенинг), влюбленной исключительно в саму себя.
Так выглядит сюжет чеховской «Чайки», если пересказать его языком мыльных опер, в которые голливудские постановщики часто превращают русскую классику. Сам Чехов так описывал содержание «Чайки»: «Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Сценарист Стивен Карам, ранее адаптировавший для Бродвея «Вишневый сад», обошелся с хрестоматийным текстом бережно, сохранив за любовными коллизиями и скрытый смысл, и даже разговоры о литературе.
Что до режиссера фильма Майкла Майера, то он — маститый театральный деятель, обладатель премии «Тони», постановщик бродвейских мюзиклов и опер в Метрополитен-опере. Легко представить, как он мог бы обойтись с Чеховым в соответствии с укоренившейся театральной практикой «освежать» классику — например, перенести действие в наши дни и нарядить персонажей в джинсы. Но ничуть не бывало: первый же титр сообщает, что действие происходит в 1904 году (год смерти Чехова), и в кадре появляется идеальная Аркадина в исполнении Бенинг — она купается в аплодисментах на фоне театрального занавеса, будто паря над огромной ямой зрительного зала.
Следом действие перемещается в усадьбу ее брата Сорина (Брайан Деннехи), где ее сын, бедолага Треплев, пытается поставить собственную декадентскую пьесу, используя лес с озером в качестве декораций и в главной роли дочь соседа Нину, в которую беззаветно влюблен. Над озером сгущаются сумерки и обволакивают импровизированную сцену в виде огромного натянутого полотна, там, в свете факелов, разыгрывают представление марионетки из театра теней под протяжную декламацию Нины.
Сразу становятся понятны и намерения Майкла Майера — он хочет как можно дальше увести сюжет Чехова от театральной условности, когда актеры бубнят пространные диалоги на фоне картонных декораций, и сделать действие кинематографичным. Ради этого камера все время вырывается на простор и захватывает сложные ракурсы.
Самовлюбленная эгоцентричная Аркадина прервет Нину, декламирующую текст, и сорвет постановку, разбив сердце сыну. А дальше сердца будут биться одно за другим в соответствии с классическим сюжетом про «пять пудов любви». Правда, в сравнении с чеховскими, диалоги тут звучат попроще, и в знаменитом «подводном течении» нет нужды. Все свои чувства и эмоции герои тут же озвучивают со всей возможной прямотой, так, чтобы и на галерке было слышно, и иностранцу понятно.
Да, и без клюквы не обошлось: если гости завтракают в саду, то на ком-то непременно надета папаха, а если поют — то неизменные «Очи черные». Но все это пустяки в сравнении с тем, как голливудские актрисы прочувствованно играют Чехова. Когда героиня Элизабет Мосс, вся в черном, просит Тригорина подписать открытку «Маше, которая не знает, куда себя девать», а Аннетт Бенинг обнимает его, восклицая: «Ты последняя страница моей жизни!» — это дорогого стоит. Театр по сей день жив актерской игрой… и кино, очевидно, тоже.
«Чайка» в российском прокате с 14 марта.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…