В «Новом Театре» – премьера «Розовое платье» в постановке худрука Эдуарда Боякова. Три года назад он уже ставил эту пьесу Натальи Мошиной на сцене МХАТа им. Горького – спектакль начинался сразу после реконструированных «Трех сестер» Владимира Немировича-Данченко.
В особняке Салтыковых – Чертковых, ставшем для «Нового Театра» домом, основную часть тоже предваряет отдельный аттракцион: нечто вроде исторической справки, в которой озадаченных гостей проводят по старинным анфиладам и рассказывают обо всем сразу.
Об Антоне Чехове, умершем в 44 года, его жене и актрисе Ольге Книппер и соратнике Немировиче-Данченко, навсегда вписавшем имя писателя в историю театра. О трех сестрах и их незадачливой невестке Наташе, играть которую так опасаются молоденькие выпускницы театральных вузов.
Публика делится на несколько групп – у каждой свой маршрут и свои проводники, которых затем можно будет увидеть и на сцене. Но в творческий процесс они включаются сразу и окутывают каждого своим вниманием, экзальтированно говоря о том, что волнует их самих. Иногда разыгрывают импровизированные сценки и даже заходят на территорию стендапа, что, разумеется, тоже работает на сокращение дистанции.
По дороге в зал у всех желающих появляется возможность сделать шаг в сторону и оказаться в чеховском пространстве. В одной комнате ярко и весело полыхает камин, в другой все готово к вечернему чаю, в третьей стену украшает винтажная афиша «Трех сестер». Все эти атрибуты появятся и на сцене – в ту секунду, когда Наташа Прозорова начнет вспоминать о былом. Ирина Линдт мгновенно сбрасывает груз прожитых лет – безумный взгляд становится нежным, голос теряет хрипотцу, а бесформенная телогрейка уборщицы сменяется алым платьем, обхватывающим стройный девичий стан.
«Розовое платье» – внушительный, почти полуторачасовой монолог об очаровании и разочаровании, жизни, любви и их отсутствии. При первой встрече с генеральским семейством Наташа не может сопротивляться флеру нездешности, который буквально источают Прозоровы, вынужденные уехать из столицы.
Но она, в том числе и в силу возраста, не меньше пленена собственными романтическими иллюзиями, хотя отличает героиню небывалый прагматизм. И даже сложно сказать, провинциальная ли это черта, продиктованная материальным стеснением, или индивидуальная, изначально заложенная в несгибаемый ее характер.
Так или иначе, на мир Наташа смотрит широко открытыми глазами и видит то, чего сами сестры упорно не желают замечать: их незрелость, вздорность, неумение жить здесь и сейчас. Ее же земные страсти и желания, поначалу вполне невинные и даже естественные, генеральские дочери принимают за плебейскую натуру. А еще завидуют тому, как свободно и открыто она готова заявлять на них свои права.
Разумеется, столкновение двух миров приводит к тихим мучениям. А затем и к полноценному краху: чеховское ощущение страны накануне катастрофы проявляется здесь так же выразительно, как и в оригинальном произведении. И если большой беды избежать было невозможно, малая случилась по нелепой случайности, недосмотру, порыву, полному юношеского безрассудства.
Но молодость здесь не прощает ошибок. Девичье сердце Наташи превращается в женское, изнывающее от окружающего его холода. Затем – в материнское, разорванное в клочья страшной трагедией. Ее окружают призраки, бессловесные фантомы, которым даже не нужно открывать рот, – спустя десятилетия мучительно лишь одно их присутствие.
Появляется на небольшой сцене (ее пространства, впрочем, хватает и для светской гостиной, и для городского катка) и розовое платье, в котором Наташа впервые оказалась в доме Прозоровых. Оно одновременно служит символом счастья и несчастья. Любви, принесенной в жертву и пронесенной через всю жизнь.
К финалу происходящее все сильнее напоминает крик в пустоту, и напоследок Наталья Ивановна, почти очнувшаяся от грез, обращается к самому Антону Павловичу, давно покинувшему мир земной. «Сам умер и нас оставил страдать», – бросает она в сердцах, но в этих словах нет ненависти. В конце концов, заботы возвращают героиню в реальность. Монолог окончен. Можно наконец выдохнуть.
Звезды киноэкрана 1940-х оставили свой след не только в золотом фонде отечественного кинематографа, но и в сердцах зрителей. Их талант…
Для одних Артур Флек (Хоакин Феникс) – психопат, убивший шесть человек. Для других – символ бунта, способный возглавить мятеж готэмских…
11 ноября на Большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялся Хрустальный бал, посвященный лауреату премии «Хрустальная Турандот» 2023 года Александру…
Урал набирает популярность не только у любопытных туристов, но и у кинематографистов. Конечно, в Пермь и особенно в Екатеринбург, где…
Сегодня 50-летие отмечает Леонардо ДиКаприо – неутомимый борец за экологию, поклонник дам определенного возраста и настоящий мужик, как однажды отметил…
«Место встречи изменить нельзя» уже 45 лет по праву считается непревзойденным эталоном жанра криминального детектива. В чем секрет успеха? Ответ…