Яна (Алина Ходжеванова) живет в северном приморском городке, откуда много лет назад навсегда отбыл ее отец-моряк. От пропавшего без вести родителя девушке передалось увлечение филателией и коллекция марок, которая с годами только разрослась. Из детства, похоже, взялась и привычка вечно чего-то ждать – не то у моря погоды, не то родную душу, не то счастливое будущее, которое никак не наступит. Товаркам – таким же работницам провинциальной почты, как и она сама, – Яна объясняет, что ожидание любит. Однако за этими словами проступает смутная тоска: можно ли утверждать обратное, когда знаешь, что любая перемена едва ли возможна?
Впрочем, собственное существование Яна выстроила с относительным комфортом. Легкая форма ДЦП приучила ее не замыкаться в себе, но четко держать дистанцию. А окружение – напарницы да старый приятель, с которым ее связывает не столько общее прошлое, сколько общее состояние неприкаянности, – привыкло закрывать глаза на ее горделивую обидчивость. От сочувствия Яна действительно бежит как от огня, отчего на любую «опасную» ситуацию реагирует несоразмерно яростным нападением. Но вот в ее выверенную повседневность врывается Петр (Максим Стоянов), рослый боцман с лукавым взглядом, объездивший полмира, и все тихие надежды героини терпят крушение.
«Филателию» режиссер Наталья Назарова во многом выстраивает на иронии – но не злой, а светлой и в чем-то даже ободряющей. Например, поначалу Яну куда сильнее привлекают марки на предназначенном для Петра конверте, а не сам моряк, упорно не появляющийся на месте прописки. (Этот же интерес к чужой корреспонденции в итоге выйдет ей боком.) А уже в процессе знакомства выяснится, что у этих совершенно разных на первый взгляд людей – показательной становится почти интимная сцена, в которой Яна наконец решается показать свою коллекцию новому знакомому, а тот бесхитростно хватает драгоценные квадратики бумаги голыми руками, – немало общего.
Эти пересечения проявляются как на физическом уровне, так и на ментальном. Например, прилив душевного тепла вызывает эпизод, где парочка мирно бредет в северный закат, – боцман повредил колено в очередном рейсе, и их парное прихрамывание служит убедительной, болеутоляющей иллюстрацией к культовой рекомендации «найти своих и успокоиться». Они действительно защищают друг друга перед лицом любых невзгод – защищают горячо, по-детски, отчего происходящим невозможно не проникнуться.
Странные отношения, лишенные и плотской страсти, и даже общепринятых романтических канонов, предсказуемо вызывают кривотолки. В свободу выбора никто не хочет верить, а сменщицу Яны Веру (Ирина Носова) такое положение вещей и вовсе вводит в припадочное состояние. Ее собственный флирт с Петром оборачивается провалом, но она раз за разом идет на крайние меры, даже не скрывая собственного отчаяния.
Эта пагубная заносчивость стремительно перерастает в форменный сволочизм, и хрупкий баланс рассыпается в масштабах и рабочего коллектива, и личной жизни его членов. Дойдет даже до вызова экстренных служб – скорой и полиции, но и при столь критических вводных постановщица не срывается в откровенную манипуляцию, хотя пару раз и проходится по живому.
Провинция становится правдоподобным фоном для основных событий: тихое течение жизни рождает такие же однообразные собрания, увлечение алкоголем и взаимную ненависть. Однако место действия здесь – всего лишь фон, на контрасте с которым проявляется истинный жанр «Филателии». Которая в первую очередь остается сказкой для взрослых. Да, грустной, но при этом такой наивно волшебной, что само ее существование кажется чудом.
Ее главная героиня, хрупкая и одновременно несгибаемая, очевидно видит мир под другим углом, а любовь воспринимает в самом идеализированном проявлении, не допускающей никакого бытового осадка. Кажется, и к самой Яне не способна пристать никакая грязь – все тут же смоет холодная волна и развеет прибрежный ветер.
При этом героиня лишена блаженности и юродивости: она очень даже озлоблена на жизнь, хотя и всеми силами старается этого не показывать. Важнее другое: в отличие от той же Веры, она отказывается признавать себя человеком обреченным, хотя формальных поводов для этого имеет предостаточно.
Эта же резкость, выраженная в том числе в манере общения, придает героине особый шарм. Речь Яны – безумное сочетание канцеляризмов и разговорных словечек. Например, адресованная явно очарованному Петру напористая реплика «Это вы для прикола, что ли?» обезоруживает мгновенно.
Финал картины закрывает многие (на самом деле почти все) вопросы, и темнеющий экран оставляет зрителя в состоянии той же отчужденной меланхолии, словно разлитой в вечернем воздухе. Наталье Назаровой, ушедшей из жизни этой весной, удалось почти невероятное: снять картину о больном сердце – и о боли сердца, – которая оставляет чувство щемящей грусти, но не отчаяния. Ее поэтическую красоту, к слову, оценили по всему миру – не только на Финском заливе, где «Филателия» стала настоящим триумфатором фестиваля «Окно в Европу», но и на берегах несравненно более теплых.
До широкого российского проката фильм доберется осенью.
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…
120 лет назад в небольшом городе Гранд-Айленд в штате Небраска родился двукратный оскароносец, отец-основатель влиятельной актерской династии и выдающийся артист…
Первый канал запустил в производство многосерийный телепроект о событиях на Донбассе. Идея создания «10 историй о любви и смерти» принадлежит…
Онлайн-кинотеатр Wink и телеканал НТВ объявили о начале съемок 8-серийной экранизации культовой повести «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких. В…
Однажды учитель, писатель и ловелас Уолтер (Билл Мюррей) кончает с собой. После него остаются пачка бывших жен и взрослая дочь,…