Английский вариант названия экранизации бестселлера Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» – Petrov’s Flu на большом экране Каннского кинофестиваля играет новыми красками. Фильм идет на русском языке, английские и французские субтитры накладывают новые смыслы, гипертекстуальность, пересекаются, дают дополнительный контекст происходящему на экране: flou – по-французски «расплывчатый, нечеткий, смутный».
«Расплывчатый» Петров (как и «мутный» Боширов) стал уже именем нарицательным, среднестатистическим – таким же, как наше социалистическое прошлое, настоящее и вечное будущее. Россия существует в своем собственном измерении – пространство и время в нем сплавились в единую субстанцию, сублимировались в картинку страшного русского, заглатывающего водку крупными глотками. Превратилась в аморфную фактурную пугалку для цивилизованных иностранцев, где разделение на прошлое и настоящее проявляется не только в наличии в кадре мобильных телефонов, но и внешними факторами – прической, одеждой, моделями автомобилей, темами для разговора, манерой поведения, формой общения, запретными фразами и действиями, жизненными ценностями и целями.
Режиссер картины «Петровы в гриппе» Кирилл Серебренников, поблагодаривший современные средства связи, которые позволили ему виртуально присутствовать на премьере фильма в рамках основного конкурса, сразу же решил шокировать нежных иностранцев брошенными одним из многочисленных фоновых фриков словами «жиды», «пидорасы»… Иностранцы в шоке!
Вот оно, логово Мордора, ну или царство Аида (это же и инициалы героя Юрия Колокольникова). Как и положено, в подземном мире всегда темно, холодно, грязно и тоскливо. Интеллигентная семья Петровых – автослесарь (Семен Серзин), рисующий комиксы, библиотекарша (Чулпан Хаматова) и их сын – вынуждены сосуществовать бок о бок с человеческим отребьем, застрявшим в этом чистилище, где даже восторженные поэты-шестидесятники из «Мне 20 лет» Марлена Хуциева, беспощадно состарившись, лишились разума и доживают свой век на грани деменции.
Только благодаря живительному вирусу гриппа у героев проявляются фантастические способности и возможность полноценно проживать свое настоящее. Появляется столь модная ныне осознанность, способность к гиперфокусу, к чувственному восприятию ближнего.
Основа сюжета – это нескончаемый языческий хоровод вокруг мертвого дерева в окружении хтонических героев советской новогодней елки, под аккордеон Вивальди, к которому раз за разом, как в лабиринте, возвращаются под влиянием или под властью Эроса и Танатоса герои повествования.
Серебренников – любитель цитат, он охотно цитирует как свои произведения, так и чужие. Только в его исполнении это выглядит гротескно. Сюжетная нить теряется уже в самом начале, но периодически возникают ощущения «дежавю», воспоминания из детства, виденные фильмы, прочитанные книги, спектакли… Фильм меняет жанр и направление движения как сумасшедший гонщик на поворотах.
Вот вам «Бал пожарных» Милоша Формана, вот «Любовные похождения блондинки» (чувственная Юлия Пересильд в роли Марины), вот кусочек из «Лета» самого Серебренникова. А также смакуемая режиссером человеческая нагота, вот немного мрачного Балабанова, вот расщепление повествования и дискурса, как у Алексея Германа. Только повествование проходит тонюсенькой нитью, а дискурс врывается горным потоком.
Кажется, это может продолжаться вечно: заканчивается одна цитата – начинается другая. Понятно, что непросто внести в жесткие драматургические распорки такое аморфное произведение, как книга Сальникова, но бессистемность и острое желание залезть на броневичок создают ощущение недовысказанности, как будто важная мысль появилась и убежала, как труп из катафалка героя Николая Коляды – не случившегося Харона.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…