Петр Тодоровский прожил большую жизнь, полную смены эпох и событий, и каждую эпоху он сумел отразить в кино через личные истории. Его творчество определяют не пышные исторические полотна и лозунги, а искренний взгляд на простых людей, их любовь, верность и надежды. В честь столетия мастера вспоминаем 7 его знаковых фильмов – от военной поры до перестройки – в которых Тодоровский неизменно оставался верен своему стилю.
Бушует Великая Отечественная война, но в центре истории – не генералы и не танковые атаки, а робкая первая любовь. Фильм начинается почти анекдотично: десятиклассник Юра Никитин самовольно сбегает с товарищем с военных курсов прямиком в гости к однокласснице Зое, которая им давно нравится. В кромешной темноте отключенного от электричества города и под звуки войны за окном между юными героями вспыхивают чувства. Всего один вечер, пара песен под гитару да первый поцелуй – и вот уже на фоне большой трагедии родилась маленькая история любви. Но война неумолима – утром Юру спешно отправляют на фронт.
Владимир Четвериков и Галина Польских, сыгравшие Юру и Зою, принесли в фильм удивительную искренность. Польских, одна из самых проникновенных актрис того поколения, наделила Зою сердечной теплотой и простотой. Четвериков предстает на экране почти документально достоверным подростком военных лет: смущенная улыбка, упрямо сжатые губы и горящие от решимости глаза делают Юру живым и близким зрителю. За внешней простотой сюжета «Верности» скрывался почти бунтарский – особенно для своего времени – гуманизм.
Соавтором сценария выступил поэт Булат Окуджава, и его лирическая интонация ощущается в каждой сцене: фильм отказывается романтизировать войну, вместо этого романтизирует человека на войне – его персональную боль и радость. Тодоровский и Окуджава показали войну без привычного пафоса, сконцентрировавшись на ценности одной короткой любви, вспыхнувшей наперекор смертям и разлукам. Такая интонация тогда считалась рискованной: легенда гласит, что для советской цензуры создателям пришлось временно добавить в картину «идеологически правильную» сцену воинской присяги, без которой ленте бы не дали добро.
Черно-белая история любви без прикрас, где основным испытанием для героев становится обычная совместная жизнь. Молодой врач-рентгенолог Евгений знакомится в трамвае с Машей, веселой студенткой педучилища. Для нее это любовь с первого взгляда, стремительная и настоящая. Она без колебаний переезжает к любимому, будучи уверенной в том, что начинается сказка.
Но внезапно героиня сталкивается с прозаичной реальностью городской коммуналки: одно дело – романтические прогулки по набережной, и совсем другое – делить на двоих быт, привычки и усталость после рабочих смен. Евгений, привыкший к холостяцкой тишине, оказывается не готов к тому, что рядом постоянно кто-то есть.
«Городской романс» очаровывает именно своей будничностью. В этой камерной мелодраме чувствуются звуки хрущевской «оттепели», когда в искусство пришел интерес к частной жизни, к маленьким трагедиям маленьких людей. Герои не совершают подвигов, не произносят пылких монологов – они учатся принимать характеры друг друга. Для 1970 года это было во многом новым словом: вместо идеальных экранных пар – живые мужчина и женщина, любовь которых подверглась испытанию холодильником, немытыми тарелками и первым разочарованием.
Петр Тодоровский делает неожиданный шаг в сторону классики и переносит на экран пьесу Александра Островского. Костюмная мелодрама по канонам русского театра XIX века: дворяне, купцы, салонные интриги и вечная тема – любовь против расчета. Молодая богатая вдова Юлия Павловна Тугина живет тихо и скромно, пока в ее жизни не появляется блистательный Вадим Дульчин. Красивый офицер без копейки за душой кружит ей голову, и Юлия, забыв обо всем, пускает в ход свое состояние, лишь бы удержать любимого на плаву. Дульчин же, по сути, ее последняя жертва: он с легкостью берет деньги, проигрывает их в карты, бравирует чувствами, не задумываясь о том, что толкает женщину к краю пропасти.
Не слишком типичный для Тодоровского сюжет (чужая эпоха, балы, старинные речевые обороты) разворачивается у него на экране неторопливо и красочно, как театральное представление с роскошными декорациями – даже трудно сразу узнать руку режиссера-лирика. Однако выбор пьесы не случаен. Это именно та история, где автор оправдывает компромисс героини, и, возможно, именно поэтому она привлекла внимание Тодоровского.
Обращение к классической пьесе стало для режиссера своеобразным экспериментом. Для советского экрана середины 1970-х такая трактовка, где брак по расчету не клеймится, а разумно объясняется, выглядела даже смело и современно. После этой ленты он вернется к своим излюбленным темам, но «Последняя жертва» останется в фильмографии особняком – как элегантный диалог с русской классикой, в котором Тодоровский ищет отражение тем же вечным вопросам о любви и долге.
Главная героиня, 38-летняя Рита, прожила непростую жизнь: за плечами развод, взрослеющая дочка, годы работы в фотостудии. И вот, наконец, счастье вроде бы улыбнулось – судовой механик Лева Гаврилов сделал предложение. Но в назначенный день за полчаса до регистрации брака Гаврилов бесследно исчезает. Вместо того, чтобы заливаться слезами дома, Рита проводит целый день на ногах, разыскивая пропавшего суженого.
Львиную долю экранного времени в картине сияет Людмила Гурченко – и это блистательный час ее актерского таланта. Гурченко к началу 1980-х уже зарекомендовала себя как драматическая актриса, но роль Риты Соловьевой стала одной из вершин ее карьеры. Ее героиня – не юная трепетная дева, а взрослая женщина, которую жизнь помяла, но не сломала. Гурченко умело сочетает в образе Риты внешнюю эффектность и внутреннюю неуверенность. Вначале она держится молодцом: гордо расправив плечи, с огоньком в глазах, шутит назло всему. Видно, что Рита хранит надежду почти из упрямства, заставляя себя улыбаться на глазах у предвзятой публики. Но стоит остаться одной – и на лице проступает усталость и страх: а вдруг не вернется?
Тодоровский рассказывает о надежде, которая умирает последней, причем делает это без тени назидательности. С одной стороны, он слегка иронизирует над Ритой: мол, взрослая женщина, а верит в принца на белом коне, смешно же. С другой, видно, что сам режиссер восхищен ее умением верить в лучшее. В фильме есть тонкий скепсис – мол, время надежд уходит, люди стали циничнее. Героиня упрямо доказывает, что счастье стучится в двери к тем, кто продолжает ждать, не соглашаясь на компромиссы. И автор на ее стороне. Тодоровский дарит Рите заслуженное счастье, словно убеждая зрителя в том, что чудеса еще случаются.
К концу 1980-х Петр Тодоровский вновь удивил всех, взявшись за тему, ранее немыслимую для советского кино. Драма о валютной проститутке вышла в 1989 году, когда старый мир рушился, а новый еще не сформировался, и стала символом кинематографа времен перестройки. За легкомысленным, почти кокетливым названием скрывается суровая история о том, как мечта о красивой жизни сталкивается с реальностью.
Главная героиня Таня Зайцева днем трудится медсестрой в больнице, а по ночам превращается в эффектную ночную бабочку для иностранных гостей Ленинграда. Она молода, хороша собой и, как и многие вокруг в те годы, верит в то, что если система больше не дает гарантий, грех не воспользоваться тем, что у тебя есть. Красотой, молодостью и возможностью заработать на джинсы, на машину, на заграничный шик. Таня ловко лавирует между милицией и сутенерами, меняет рубли на доллары, скрывает свою вторую жизнь от матери-учительницы. И вот удача – один из клиентов, швед Эдвард, по уши влюбляется в Таню и делает ей предложение. Перед героиней открывается сказочная перспектива: замужество с иностранцем, переезд на Запад, где сбудутся ее мечты о комфорте и благополучии.
Как социальное высказывание, «Интердевочка» оказалась многослойной. Это и криминальная драма о падении нравов, и мелодрама о жертве обстоятельств, и своего рода философская притча. Тодоровский не осуждает Таню открыто – он показывает среду, в которой ее выбор кажется почти логичным. Любопытно, что существовала альтернативная версия финала для зарубежного проката – счастливая, где героиня остается жива. Но советскому зрителю показали трагический конец: безжалостная мораль в духе времени – «не в деньгах счастье». Фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы и стал лидером проката 1989 года.
В 1990-е, уже после распада СССР, Петр Тодоровский вновь обратился к воспоминаниям о послевоенных годах – на этот раз в полуавтобиографической трагикомедии «Анкор, еще анкор!». Действие разворачивается в 1946 году, в маленьком заснеженном военном гарнизоне. Война позади, но жизнь в гарнизоне кипит: все друг у друга на виду, сплетни разлетаются быстрее приказов, любовь и ревность здесь такие же боевые, как недавние сражения.
В центре сюжета – полковой командир, полковник Виноградов, человек заслуженный и властный. У полковника две «жены»: официальная – Тамара, с довоенных времен (она живет отдельно, но статус сохраняется), и фактическая – военврач Любовь Антипова, фронтовая подруга, что называется. Виноградов вроде бы научился балансировать между двумя семьями, наслаждаясь и заботой Любы, и уважением к старой супруге. Но мир «двоеженства» начинает рушиться, когда молодая Люба неожиданно влюбляется в совсем зеленого лейтенанта Володю.
«Анкор, еще анкор!» в переводе с французского значит «еще, еще», что обычно кричат артистам на бис. Здесь это название обретает метафорический смысл: люди словно пытаются прожить жизнь на бис, снова и снова пробуя испытать чувства, подзабытые за годы войны. Тодоровский, сам служивший в подобном гарнизоне, явно привнес в ленту личные воспоминания. Внимание к деталям быта 1940-х, старые песни в авторском исполнении – все это создает атмосферу достоверности. В то время, когда на экраны хлынул поток криминальных драм и лихих боевиков, Тодоровский напомнил всем о простых вечных ценностях. Его герои пусть и грешат и оступаются, но все еще стремятся к любви и пониманию.
Четверо друзей и студентов подмосковного института искусств живут бедно, но весело в общежитии. Они талантливы, остроумны и обожают розыгрыши. На дворе – сталинская эпоха, но ребят это мало волнует, они юны и беспечны. И вот однажды им в голову приходит смелый политический розыгрыш: один из друзей, Коля Рыбкин, талантливо пародируя голос знаменитого диктора Юрия Левитана, записывает фиктивную радиопередачу. По их «выпуску новостей» выходит, что в стране вдруг отменили прописку, снизили цены в разы, вернули свободу слова и даже разрешили выезд за границу.
Для изголодавшегося по свободе народа такие вести – будто манна небесная. Конечно, это шутка, созданная от скуки и юношеского задора, друзья не планировали делать ее народным достоянием. Но пленочка с записями случайно уходит в люди – и поднимается переполох. Советская власть юмора не поняла: через вскоре четверку весельчаков арестовывают как государственных преступников.
«Какая чудная игра» названа с горькой иронией. Тодоровский мастерски сменяет тональность: первая половина фильма – светлая, музыкальная, почти комедийная (звуковой ряд украшен джазом и студенческими песенками), вторая – мрачная, гнетущая, без намека на благоприятный исход. Таким образом, режиссер словно проживает вместе со своими героями потерю невинности. Фильм основан на реальных событиях (история с розыгрышем действительно произошла с актером Николаем Рыбниковым и его друзьями), что придает ему особый трагический оттенок: жизнь написала жестокий сценарий, а Тодоровский его воплотил на экране.
23 августа по всей России и за рубежом прошла уже 10-я акция «Ночь кино». В этом году рекордные показы прошли…
Внимание! Это не учебная тревога! Просим всех подняться на верхнюю палубу, чтобы отпраздновать юбилей Криса «Капитана Кирка» Пайна. Актеру и…
95 лет назад, 25 августа 1930 года, родился сэр Шон Коннери – лучший из Бондов, обладатель патриотической татуировки «Шотландия навсегда»…
Фил Динозавров очень хочет изменить свою жизнь. В школе над ним постоянно смеются. Понравившаяся одноклассница Рина словно не замечает бедолагу.…
Союз кинематографистов сообщил о смерти Валерия Ускова, режиссера «Мосфильма», классика советского телевидения и кино. Усков родился 22 апреля 1933 года…
Бесстыжий пикапер Джамал (Аскар Ильясов) бежит от провинциальных проблем в Москву, где перед ним чудесным образом открываются все двери. В…