К 115-летию главного советского киносказочника.
Сказки в тренде. «Последний богатырь: Корень зла» собрал 2,1 млрд рублей, став самым кассовым фильмом отечественного посткарантинного проката. Оригинальная картина немногим ему уступает. К миллиарду рвется «Конек-горбунок»… Но это возникло не на пустом месте. Все, кто берется сегодня за этот жанр, вольно или невольно опираются на традиции, заложенные Александром Артуровичем Роу. 8 марта исполняется 115 лет со дня рождения великого режиссера, и мы по этому случаю вспоминаем его лучшие киносказки.
«По щучьему велению» (1938)
Александр Роу за свою жизнь снял ровно 20 фильмов. Большей частью это были сказки. Первым стала «По щучьему велению» – про веселого бездельника Емелю, которому повезло выловить из проруби волшебную щуку. Картина длится всего час, но в ней уместилась не только одноименная русская народная сказка, но и еще три – «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь» и «Емеля-дурачок». Их объединила воедино в своей пьесе, а позже в сценарии Елизавета Тараховская. Фильм примечателен тем, что в нем впервые появился в сказочной роли Георгий Милляр. Тут он сыграл царя Гороха. Забегая вперед, скажем, что он есть во всех 10 представленных сказках, сыграв в них в общей сложности 18 ролей!
«Василиса Прекрасная» (1939)
Фильм снят по классической русской народной сказке «Царевна-лягушка». В ней, как известно, три брата стреляли из лука в разные стороны, и к кому стрела прилетела – на той и женились. Младшему Ивану досталась лягушка, которая на деле оказалась заколдованной Василисой Прекрасной – умницей и красавицей. Ивана сыграл Сергей Столяров – главный советский кинобогатырь, тогда только сыгравший Руслана в «Руслане и Людмиле», а позже ставший Никитой Кожемякой в «Кощее Бессмертном», Садко и Алешей Поповичем в «Илье Муромце». И дверь в сказку ему, как и Милляру, открыл именно Роу. Кстати, Милляр тут сыграл сразу три роли – отца, седого гусляра и (первый, но далеко не последний раз) Бабы-яги.
«Конек-горбунок» (1941)
В основу фильма, вышедшего через месяц после начала Великой Отечественной войны, легла одноименная сказка Петра Ершова, но, как и создатели недавней экранизации, Роу не стал использовать стихотворную форму автора, ограничившись сюжетом. Иванушку, которому посчастливилось заполучить в друзья, помощники и советчики миниатюрного коня, сыграл Петр Алейников – одна из самых больших кинозвезд тех лет. Милляр снова сыграл три роли – разбойника, сказителя и спальника Чихиря.
«Кощей Бессмертный» (1944)
В сюжете «Кощея Бессмертного», запущенного в производство в разгар войны и впервые показанного через две недели после ее окончания, нетрудно найти аллюзию на то время. В киносказке Роу русский богатырь Никита Кожемяка возвращается из военного похода в родную деревню и обнаруживает, что его сожгли полчища Кощея Бессмертного, а его невесту Марьюшку злодей пленил и забрал с собой. Богатырь бросается в погоню, чтобы отомстить и вернуть любимую. Георгия Милляра, сыгравшего Кощея, подозревали в том, что его герой был частично срисован с Гитлера, но актер это категорически отрицал.
«Марья-искусница» (1959)
Фильм поставлен по пьесе «Сказка о храбром солдате», написанной выдающимся драматургом Евгением Шварцем, автором «Обыкновенного чуда» и «Тени». Это одна из самых незатейливых сказок Роу. В ней отставной солдат-барабанщик, возвращаясь домой, оказывается во владениях подводного царя Водокрута XIII, который держит в заточении Марью-искусницу. В картине вновь не обошлось без Милляра – на этот раз он сыграл омерзительного Квака, придворного лизоблюда Водокрута.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
А вот и классика. В основе фильма – повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ней рассказывается о том, как однажды под Рождество молодой кузнец Вакула поймал черта (и снова Милляр!) и верхом на нем полетел в Санкт-Петербург, чтобы привезти своей любимой Оксане туфельки («черевички») самой царицы. В картине присутствуют анимированные сцены и комбинированные съемки, хотя, конечно, современных детей этими допотопными приемами не удивить.
«Морозко» (1964)
Без сомнения, самая известная сказка Роу. Присказка Деда Мороза (он же Морозко) «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» давно вошла в наш культурный код, и многие, цитируя ее, даже не знают, откуда это. Поучительная история о том, как кроткая, добрая и работящая Настенька получила за свою прекрасную душу столь же прекрасного жениха и щедрое приданое, а злобная и ленивая Марфушка (первая заметная и блестяще сыгранная роль Инны Чуриковой) – сундук с воронами, отреставрирована и приятно удивляет спецэффектами (заколдованный Иван с медвежьей головой, ожившие деревья и пр.). Ну а Георгий Милляр здесь вновь сыграл Бабу-ягу.
«Огонь, вода и… медные трубы» (1967)
Вася и Аленушка полюбили друг друга с первого взгляда. Но их счастье было недолгим: прямо на глазах у парня Аленушку похитили слуги Кощея Бессмертного. Чтобы ее вернуть, Васе придется пройти через многие испытания. И самым страшным станут не огонь и вода, а медные трубы – то есть испытание славой. В роли Аленушки здесь вновь появилась Наталья Седых, сыгравшая Настеньку в «Морозко», а роль 2-го царя блистательно исполнил Михаил Пуговкин. Не обошлось, конечно, и без Милляра, который побил собственный рекорд, сыграв сразу четыре роли: Кощея Бессмертного, тещи Кощея, Бабы-яги и глухого пожарного.
«Варвара-краса, длинная коса» (1970)
Как-то царь Еремей (снова Михаил Пуговкин) решил обойти свои владения, притомился, решил напиться из колодца и оказался в плену у подводного царя Чуда-юда (конечно же, Георгий Милляр). Тот отпускает Еремея только с обещанием отдать то, чего тот в своем царстве не знает. А вернувшись домой, царь обнаруживает, что жена его ждет ребенка. И чтобы не лишаться наследника, Еремей по совету хитрого дьякона меняет сына с только родившимся сыном рыбака. Ну а Варвара – как ни странно, дочь Чуда-юда, которая спустя годы разберется с этим давним подлогом.
«Золотые рога» (1972)
И снова про киднеппинг. У простой русской женщины Евдокии злая Баба-яга (Милляр) украла ее двух маленьких дочерей. И не просто украла – еще и превратила девочек в ланей. Мать, конечно, смириться с утратой не могла и отправилась в путь, чтобы найти и спасти своих любимых чад. В полной опасностей дороге ей на помощь приходят лесные жители – Солнце, Месяц, Ветер и Земля. Помните, как у Пушкина, «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»? Вот примерно так же.
***
Фильм стал последним, что снял Александр Роу. Он вышел 1 января 1973 года, а 28 декабря Александра Артуровича не стало. У него уже был готов сценарий следующей киносказки «Финист – Ясный сокол». Проект закончил Геннадий Васильев в 1975 году. Это была история про могучего богатыря. Последнего богатыря Роу.
Комментарии