Постановкой мистической трагикомедии «Биография» начал свою работу в качестве главного режиссера Московского драматического театра «Человек» Владимир Скворцов.
Для своего дебюта в театре, «лицо» которого в ближайшие годы во многом будет зависеть от него, Владимир Скворцов выбрал довольно непростой материал. Это пьеса «Биография» знаменитого швейцарского писателя и драматурга Макса Фриша, на мировых подмостках гость нечастый. В ней только действующих лиц 33, не говоря уже об огромном количестве сцен, переносящих зрителей в разные периоды жизни главного героя. По признанию самого Макса Фриша, он задумал эту пьесу как комедию, действие которой разворачивается на театральной сцене. Режиссер назвал свой спектакль «мистической трагикомедией». И в этом есть своя правда – при всей трагичности событий, в которые на 2 часа погружаются зрители, в спектакле много иронии и юмора, вызывающих смех в зале. Если в двух словах, этот спектакль, как и сама пьеса, исследование жизненного пути главного героя, который пытается понять, когда же он совершил роковую ошибку, загубившую его жизнь.
В квартире вполне, казалось бы, успешного профессора Кюрмана, появляется некий персонаж, Регистратор, с толстым гроссбухом в руках. При нем два ассистента. Регистратор с ходу предлагает господину Кюрману воспользоваться уникальной возможностью – переписать свою биографию. То есть, изменить любой эпизод в своей жизни, чтобы в итоге прожить жизнь иную. Кто, зачем и почему выбрал именно господина Кюрмана для этого эксперимента — неизвестно. Но, то, что им руководит некая сила свыше, становится понятно очень скоро – удачная режиссерская находка, кстати. Время от времени громко звонит невидимый телефон, Регистратор без труда его находит и выслушивает чьи-то указания. Затем открывает свой «гроссбух», в котором записана вся жизнь господина Кюрмана до мельчайших подробностей. Так что профессору остается лишь определиться, с какого же эпизода своей жизни ему начать. В течение всего спектакля герой пытается понять, какое же из событий необходимо изменить, какую роковую встречу в прошлом отменить, чтобы начать жить словно с чистого листа — но в итоге оказывается неспособным принять решение. Хотя изначально ему казалось, что он это знает: надо было изъять из жизни женщину, свою нынешнюю жену Антуанетту, с которой он живет в браке уже семь лет. Отменить ту встречу на вечеринке в своем доме, которая и положила начало их отношениям. Типичная история: мужчины зачастую в своих неудачах обвиняют женщину, не имея мужества взять на себя всю ответственность за свои поступки. Герой начинает возвращать и переигрывать раз за разом различные эпизоды своей жизни, попутно вспоминая давно, казалось бы, забытое, о котором ему напоминает Регистратор, перелистывая страницы своего талмуда.
Для этого и понадобились драматургу 33 действующих лица. Сколько действующих лиц осталось по воле режиссера в спектакле – сосчитать не удалось. Изначально их на сцене всего пять, и всего пять артистов, количество которых в течение спектакля останется неизменным. Это сам господин Ханнес Кюрман (артист Анатолий Кот), его жена Антуанетта Штайн (в этой роли великолепная Евгения Крюкова), Регистратор (артист Дмитрий Филиппов) и два его помощника (артисты Антон Шурцов и Мурадин Хуранов). Именно они, ассистенты Регистратора, и создают образы практически всех персонажей, которые показались необходимыми режиссеру. У каждого по нескольку ролей: они меняют свой облик буквально на глазах у зрителей, или удалившись на пару минут за ширмы. Такое «преображение» лишний раз подчеркивает, что все происходящее нереально, это лишь репетиция того, что могло бы быть, но никогда не случится. Но при этом у зрителей создается впечатление, что все происходящее более чем реально. Спектакль захватывает с первой минуты: ты словно погружаешься в чужую жизнь, забывая, что перед тобой актеры, видишь на сцене реальных героев этой истории. Трудно кого-либо выделить особо, каждый здесь по-своему хорош, и каждый на своем месте. На главные роли режиссер пригласил двух известных артистов — Анатолия Кота и Евгению Крюкову. В антракте сидевший рядом мужчина лет 35-ти, посетовал: «Где бы найти такого вот Регистратора, который поможет изменить мою жизнь». Но услышав мою реплику: «В таком случае Вы уже не будете тем, кем Вы являетесь сейчас», он тотчас отказался от желания что-то в своей жизни менять. Так что вполне объяснимы колебания и сомнения профессора Кюрмана.
Сценография спектакля очень проста и при этом функциональна, учитывающая крошечное пространство сцены этого миниатюрного театра. Практически всё действие происходит в скромно обставленной квартире господина Кюрмана. А если зрители вместе с главным героем переносятся в его прошлое, сцена моментально меняется с помощью раздвижных ширм или люка в полу сцены, а также продуманного светового решения (художник-постановщик Мария Рыбасова, художник по свету Сергей Скорнецкий). Режиссер Владимир Скворцов признался однажды, что эту пьесу он получил давно, от своего учителя Дмитрия Брусникина, и целых 25 лет она жила у него где-то в подсознании. И лишь сейчас, получив в сентябре должность Художественного руководителя театра, решился на постановку этой пьесы. И все совпало: спектакль «Биография», и в биографии самого режиссера новая страница. Теперь у него свой театр, хотя зрители запомнили его больше как талантливого артиста по ролям в спектаклях театра Et Cetera, и по громким телесериалам, в числе которых «На углу у Патриарших» и «Штрафбат». Хотя у него за плечами уже немало спектаклей, поставленных в различных театрах страны.
Московский драматический театр «Человек» изначально славился своими рассчитанными на ценителей постановками. Так что новый худрук, судя по всему, не намерен ломать эти традиции — спектакль «Биография» в его постановке рассчитан именно на ценителей и театра, и творчества Макса Фриша в целом. Каждому, несомненно, не раз приходило в голову желание что-то изменить в своем прошлом. А вот надо ли? На этот вопрос опять-таки у каждого будет свой ответ. Те, кто знаком с творчеством Макса Фриша, не могли не отметить его главную особенность: это писатель философствующий. Он пишет не столько о разных людях, сколько об общем случае — «человек». В своих знаменитых романах «Назову себя Гантенбайн», или «Homo Фабер», равно как и в драматургии, он постоянно обращается к состоянию утраты человеком самого себя, его ущербности, неидентичности. В понимании Макса Фриша, ситуация свободы может помочь человеку лишь отчасти. И эту общечеловеческую проблему режиссеру Владимиру Скворцову своей талантливой постановкой удалось донести до вдумчивого зрителя.
Комментарии