Давайте честно: снимать кино о событиях на Донбассе сегодня, когда это не дела давно минувших дней, как Великая Отечественная война, Афганистан или Чечня, а ежедневная, ежеминутная реальность, — это вызов. Обществу и себе самому.
Воспринимать такой фильм вне контекста, отбросив политическую подоплеку, оценивая лишь его художественные достоинства, — невозможно. Впрочем, работает это и в обратную сторону: при грамотной подаче такой картине простятся и стилистические недочеты. Потому что оно может превратиться в манифест.
И в общем, с работой Рената Давлетьярова, который четыре года назад переснял «А зори здесь тихие…», а теперь вот взялся за войну текущую, — именно такая ситуация. В ней месседж доминирует над сюжетом и прочими составляющими. Притом что как минимум картинка (оператор Кирилл Клепалов снимал с Юрием Быковым «Майора» и «Дурака» и научился создавать красоту при минимуме средств) буквально завораживает.
Действие происходит на окраине Донецка, в райцентре Марьинка. Война прошлась по этим местам катком. Дома стоят разрушенные и пустые, их жильцы уехали или убиты. Но в подвале одного из них прячется странная компания.
Лидер группы — местный ополченец Анатолий Ткаченко (Гела Месхи). С ним не спорит даже его —вроде как враг, украинский солдат Андрей Соколов (Евгений Михеев). Под их опекой — украинская националистка Оксана (Анна Пескова), идеалистка-волонтер Наташа (Женя Малахова), местная жительница Татьяна (Ульяна Похлебаева), а еще бабка, мальчик и нелюдимый пожилой мужчина (Сергей Холмогоров), ищущий сына.
При других обстоятельствах они бы общались совершенно иначе. Хотя и тут без конфликтов не обошлось. Но когда тебе на голову в буквальном смысле падают бомбы, политические разногласия отходят на второй план — перед смертью все равны. И в решающий момент руку помощи может протянуть враг.
Собственно, фильм Давлетьярова и не о войне вовсе. Ее тут и не так много. Он о том, что воюют страны, а не люди. О том, что человечность выше политики.
Было бы лукавством утверждать, что «Донбасс. Окраина» — картина, не имеющая политической окраски. Конечно, на чьей стороне авторы — очевидно. Но даже если речь идет о делении на хороших и плохих, оно событийно. Герои творят добро и зло вне зависимости от их взглядов и паспортных данных. И тут довольно прямолинейно, но зато понятно работает перевертыш с фамилиями двух главных героев: парень из Донецка Ткаченко и харьковчанин Соколов.
Впрочем, фильм работает на нескольких уровнях восприятия. Думается, если его переозвучить, полностью переписав диалоги, может получиться приличный постапокалиптический триллер о недалеком будущем, где горстка выживших ютится в развалинах без электричества, воды и еды. Не нужны будут ни пересъемка, ни иной монтаж.
По сути, похожая история могла случиться в любое время и в любом месте. В Косово в конце 90-х или на другой планете, где время вообще не будет иметь значение. Всегда и везде будут сильные и слабые, мужчины и женщины, старики и дети.
И эта, в общем, незатейливая мысль без труда считывается, хотя не сказать, что сценарий Алексея Тимошкина потрясает своей глубиной. Автор предпочитает действовать наверняка, вписывая в сюжет сцены, которые гарантированно вызовут у зрителей гнев, возмущение, сострадание. А из всего сказанного на экране в память врезаются слова едва живой старухи: «Это не война. Это бесстыдство какое-то».
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…