ММКФ в этом году раздвинул границы. В том числе и на Восток: среди ретроспектив была программа с говорящим названием «Персидские мотивы», а в основном конкурсе победил фильм «Без предварительной договоренности». За главную роль в этом фильме «Серебряного святого Георгия» получила звезда иранского кинематографа Пега Ахангарани. Актриса уже обладательница множества кинопремий, и останавливаться она явно не намерена.
Пегу обычно представляют как дочь творческих родителей: Джамшид Ахангарани в основном известен как художник, хотя и пробовал себя в роли постановщика, а вот Манижех Хекмат состоялась в режиссуре. Однако именно удачная кинокарьера девочки позволила добиться успеха ее родителям: снимать кино Хекмат начала уже после того, как ее дочь доказала всему миру, что станет звездой экрана.
Перед камерой Пега Ахангарани дебютировала еще в дошкольном возрасте. Второй картины пришлось ждать 9 лет, но оно того стоило: драма Расула Садрамели «Девочка в тапочках» (1999) проехалась по многим международным смотрам. В Берлине фильм получил премию немецкого фонда помощи детям, а сама Ахангарани за свою игру удостоилась первых крупных наград – на Международном кинофестивале в Каире и Международном кинофестивале для детей и молодежи в родном Иране. Признание небезосновательное: картина ярко живописала антураж страны и срез культуры: главная героиня оказывалась на допросе в полицейском участке, бродила по Тегерану и переживала множество неприятных минут.
Третьим фильмом Пеги стал как раз проект ее матери «Женская тюрьма» (2002). Там она сыграла девушку, которая попадает под опеку другой арестантки, отбывающей пожизненный срок за убийство отчима. В ленте схлестнулись самые болезненные темы – представление Ирана как полицейского государства, жесткая иерархия в обществе, постоянно попираемые права женщин, насилие и жизнь в оковах, религиозные догмы и конфликты с соседними странами, включая иракскую бомбардировку. Роль юной правонарушительницы снова принесла Ахангарани приз – на престижном смотре в Локарно.
Стоит сказать, что тяга к свободе красной линией проходит по всей фильмографии актрисы. В 2005 году она снялась в смелой, даже дерзкой музыкальной комедии про приехавшего в Иран рэпера, которого руководство страны перепутало со всемирно известным симфоническим дирижером. В 2007-м вышел фестивальный альманах «У каждого свое кино» о любви к кинематографу, состоящий из 33 короткометражек. Год спустя последовал «Зимний сон» – история про трех сестер, которые пытаются смириться со смертью родителей. Пега сыграла младшую сестру – студентку экономического факультета, мечтающую стать актрисой. А в «Трех женщинах» (2008) ей досталась роль девушки, которая живет вместе с матерью и бабушкой и пытается найти себя в резко изменившемся мире. Экзистенциальная драма представляет собой не только отличный экскурс в историю Исламской революции, но и дает прочувствовать настроения местной интеллигенции.
В какой-то момент Ахангарани, тесно связанная с оппозиционным движением (она даже была членом избирательного штаба премьер-министра Мир-Хосейна Мусави), словно бы сама оказалась в подобном фильме. В 2009-м ее вызывали в прокуратуру после протестов против результатов президентских выборов, после чего арестовали, а в 2011-м не дали выехать из страны для освещения женского чемпионата мира по футболу, заставили дать показания и снова отправили за решетку. В одиночной камере самой известной в Тегеране тюрьмы Эвин она провела 17 дней и была отпущена под залог в $84 тыс. после выражения «возмущения со стороны иностранных правительств и правозащитных организаций».
В 2013-м 24-летнюю Ахангарани осудили на 18 месяцев по тем же обвинениям. К тому моменту Пега сама часто вставала за камеру – она автор нескольких документалок на непростые социальные темы. Однако Пега Ахангарани связана не только с картинами политической направленности: на ее счету исторический эпик «Морской шелковый путь» (2011) о первом моряке, пересекшем Индийский океан, комедия «Мужчинам вход воспрещен» (2011) о школьном учителе на замену, напряженный триллер «Дарбанд» (2013), а также сюрреалистическое «Атомное сердце» (2015) и музыкальная драма «Бандар Бэнд» (2020) о реальном наводнении, обрушившемся на Тегеран 3 года назад.
Новый фильм «Без предварительной договоренности», который удостоился главной награды 44-го ММКФ, рассказывает о женщине, покинувшей Иран в детском возрасте. Теперь героиня вместе с маленьким сыном вынуждена вернуться на родину из Германии. Причина печальная – смерть отца. На международном кинофестивале «Фаджр», ежегодно проходящем в Тегеране, картина тоже удостоилась приза – за лучший национальный фильм.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…