Один из самых именитых российских режиссеров, создатель таких картин, как «Такси-блюз» (1990), «Свадьба» (2000), «Олигарх» (2002), «Остров» (2006), «Царь» (2009), «Дама пик» (2016), «Братство» (2019) и многих других, Павел Лунгин возглавил жюри международного конкурса XXI Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня», шедшего с 3 по 6 марта 2023 года в Ханты-Мансийске. Мы поговорили с Павлом Семеновичем о важности подобных смотров, современных технологиях и его новом многообещающем проекте.
Вручая на открытии фестиваля приз Сергею Гармашу за вклад в киноискусство, вы очень хорошо сказали, что делает актера великим. А что делает великим режиссера?
– Это самая большая тайна, и нет на нее ответа! Если бы кто-то знал, что делает великим режиссера, то можно было бы не качать нефть, а просто делать великие фильмы. Но, как вы знаете, великие фильмы не получаются, и поэтому мы продолжаем качать нефть. И каждый великий фильм – это сцепка ошибок большого режиссера и больших актеров, случайных совпадений и неожиданных попаданий. Объяснить это нельзя, но почему-то на какие-то фильмы ходят миллионы, а на другие, вроде бы такие же, стоят пустые залы. Как понять? Вы же тоже пытаетесь это понять и не получается, правда?
Вы, наверное, сбились со счета, сколько раз уже были в жюри различных фестивалей. На ваш взгляд, оценивать дебютантов – легче, сложнее или первый фильм, второй, десятый – вообще неважно?
– Мне кажется, если кого-то и надо судить, то именно дебютантов, потому что именно в их работах проявляется, есть что-то в человеке или нет. Это как первый анализ – болен ты этим вирусом или нет. Лечится легко, но все равно понять можно и нужно. И если человек в первом же своем фильме – пусть даже неловком, неумелом – не просто показал нам какие-то технические приемы, а сумел рассказать хоть что-то о времени и о себе, мы уже его приветствуем.
Фестивали типа «Духа огня» помогают молодым ребятам как-то заявить о себе, двигаться вперед?
– Я считаю, что да. Я считаю, что это тот питательный бульон, где разводятся все бактерии – и болезнетворные, и живые. Это, знаете, как рыба, когда идет на нерест, трется брюхом в мелком ручье. Конечно, это мелкий ручей, но именно в нем мы «оплодотворяемся». Мне кажется, что без таких встреч люди очень одиноки. Они тут знакомятся. Это правда. Я вижу, как знакомятся люди разные – умные и глупые, красивые и невзрачные, достойные и не очень, но они перемешиваются. И именно из этой неконтролируемой мешанины что-то получается.
Как там было, «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» Глядя на этих молодых ребят, вы спокойны за российский кинематограф?
– Российский кинематограф ничем не отличается от общемирового. И поэтому можно говорить о состоянии кино как такового. Мне кажется, что молодая шпана – это, наоборот, пожилые критики, которые изысканно, истонченно пытаются выделить определенный тип кино, который абсолютно не вкладывается в современное направление молодого кино. И мне кажется, что большинство фестивалей дарит нам старое кино вместо того, чтобы приветствовать молодое. Я, к счастью, был открыт молодым кино. У меня был молодой фильм «Такси-блюз», молодой фильм «Луна-парк». И старые люди были достаточно щедры, чтобы оценить то, что им было, может быть, непонятно и непохоже на то, к чему они привыкли, чему их учили. И теперь я призываю старых, изысканных, утонченных, исканифоленных критиков открывать мир молодому кино, а не радовать себя старыми достижениями.
Сегодня искусственный интеллект уже пишет сценарии. Нейросети позволяют приложить к любому телу лицо умершего актера, которого не отличить от живого. Есть программа, с помощью которой условный Джонни Депп говорит по-русски собственным голосом. Как вам кажется, это все новая эра в кино или путь в никуда?
– Для людей, которые до сих пор стоят в очереди к мавзолею, это все, безусловно, интересно, так что в этом направлении Россия, может быть, даже будет впереди. Но я верю, что все, что интересно, то живое. И я никогда не поверю, что мертвечина сможет заменить молодого 15-летнего негодяя, который станет новым великим актером.
А вы сами готовы использовать современные технологии или вашему кино это не нужно?
– Я готов использовать любые цифровые технологии, потому что это все приборы. Это все равно что задаваться вопросом, можно ли использовать вилку или нож, можно ли подогревать и остужать еду? Все равно повар – это я. И готовлю я, а все остальное – это просто техника.
Вы сейчас работаете над фильмом «Василиса и королева лайков», который уже названием выбивается из вашей фильмографии. А когда начинаешь разбираться, еще больше в этом убеждаешься. Семейное фэнтези с примесью современных тем – блогеры, лайки. Что вас побудило взяться за подобный проект?
– Хотите честно? Мне надоело, что мои хорошие фильмы никто не смотрит. Я хочу снять хороший фильм, который посмотрят все. И я понял, что не говоря о лайках, тиктоке, о том, что происходит в мире интернета, мы не можем достучаться до молодой аудитории. Но в то же время я уверен, что их мучают те же проблемы и те же детские травмы, они терзаются теми же сложностями в отношениях между родителями и детьми, их мучает та же ревность и они так же ждут чуда Нового года. Я пытался создать какую-то безумную сказку из этого всего – про блогершу, которая омолаживается лайками, потому что ей 100 лет, и ее войны с Дедом Морозом. Потому что есть старая сказочная магия и новая магия, магия интернета. У нас нет мифов. Кроме Чебурашки, как мы недавно узнали. И я, честно говоря, тут замахнулся на создание нового мифа.
Отчасти по концепции напоминает «Американских богов» Нила Геймана, но в ином жанре. Вы ведь метите, как я понимаю, не только в подростков, кино-то семейное…
– А кто знает, где кончается детское и начинается семейное? Когда мальчик говорит маме «Я хочу посмотреть» и когда папа говорит дочке «Пойдем, посмотрим»? Я рискнул и, может быть, ошибусь, но хочется верить, что создам персонажей, которых можно любить и которых можно тянуть из фильма в фильм.
То есть вы рассчитываете, что будут продолжения?
– Конечно, это же не нарисованный комикс. Это тот комикс, который требует рисования уже потом. Это такая попытка прорваться в комиксный мир русского сознания.
У вас есть ваш фильм, который вы любите больше других?
– Ну да, это как сказать, какого ребенка больше любишь. Можно любить успешного, можно хроменького. А кого правильнее любить? Я бы любил хроменького. И для меня это, например, «Дирижер» (драма 2012 года, – КР) – блестящий, по-моему, сыгранный и при этом недооцененный и несправедливо забытый. Это очень смелая и тоже недооцененная картина «Братство» (2019). И конечно, моя любимая «Дама пик» (2016).
Я смотрел «Даму пик» в 2016 году на открытии фестиваля короткометражного кино «Короче». Это был первый показ фильма и тоже на фестивале, где рождаются новые имена… Помню, его очень тепло приняли!
– Он был слишком утонченным для тогдашней грубой публики. Кстати, если кто-то не верит, что музыка Чайковского сводит с ума, посмотрите этот фильм. Я рад, что Ваня Янковский за роль в моей «Даме пик» получил «Золотого орла». Я вообще видел в нем новую инкарнацию Ивана Мозжухина – гениального актера немого русского кино. И очень рад, что Ваня стал знаменит. Он был такой аутичный парень, но смог раскрыться и пошел, пошел, пошел дальше.
Фото: Алексей Молчановский
«Дух огня» раздал призы
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…