Как любительская камера породила вселенную, где жилище всегда что-то скрывает.
Многие страшилки начинаются одинаково – тихий дом, шорох за стеной, кто-то оставил камеру включенной на ночь. Но именно эта простая идея превратила «Паранормальное явление» в одну из самых долгоживущих хоррор-франшиз XXI века. Маленькая камера в спальне, купленная не студией, а программистом-самоучкой за собственные деньги, запустила целую вселенную, где дом – ловушка, где тишина пугает сильнее любого монстра. Мы не видели ни крови, ни чудовищ, зато слышали, как едва поскрипывают полы в темноте. Дело не только в старом ремонте. Вспоминаем, как развивалась мистическая история в фильмах оригинальной серии.
«Паранормальное явление» (2007)

Молодая пара Кэти и Мика снимает на камеру собственную спальню, чтобы разобраться, кто мешает им спать по ночам. В квартире ничего не происходит – пока ночью не раздается шорох. Камера остается на штативе, в кадре движутся только тени и двери. Постепенно звуки усиливаются, предметы падают сами собой, Мика устраивает дозор, а Кэти не находит покоя.
Снимать эту хронику решился программист и начинающий режиссер Орен Пели. Энтузиаст использовал домашнюю камеру и съемку в собственном доме, вложив $15 тыс. Фильм попал на кинофестивали и привлек внимание продюсера Джейсона Блума. Примечательнее всего в «Паранормальном явлении» минимализм. Все держится на статичном кадре и повторах: одна и та же спальня, набор одинаковых звуков, медленное передвижение одеял. Напряжение рождается из рутины.
Мы знаем, что ночью что‑то произойдет, но не понимаем, когда именно. Все это превращается в игру с собственным воображением: каждый скрип кажется предвестником трагедии. Успех фильма ($193 млн) породил волну подражаний и дал старт новой модели кинопроизводства. В индустрию вернулся интерес к мокьюментари-хоррору, а сам фильм стал культурным феноменом, породив десятки пародий.
«Паранормальное явление 2» (2010)

События разворачиваются до и после первой истории. После странного ограбления супруги устанавливают камеры по всему дому: у входа, в детской, на кухне. По записи видно, как двери сами открываются, предметы падают, собака гавкает в пустоту, а младенец Хантер вдруг оказывается в другом месте. Кристи постепенно теряет силы, а ее муж Даниэль сначала не верит в сверхъестественное, но затем соглашается на обряд, который пробуждает зловещий дух.
Студия приняла решение продолжать франшизу почти сразу после успеха оригинала. Несколько режиссеров сменились, пока производство не возглавил Тод Уильямс. Бюджет увеличился до $3 млн, но создатели сохранили формат – почти все снимают камеры видеонаблюдения. Духа назвали по-простому – Тоби. Поклонников порадовало появление знакомой героини (Кэти), но одновременно с этим фильм заложил фундамент будущей мифологии.
«Паранормальное явление 3» (2011)

Триквел часть перемещается в 1988 год, когда маленькие Кэти и Кристи живут с мамой Джули и ее бойфрендом Деннисом. Паренек снимает свадьбы на VHS-камеру и решает установить видеонаблюдение, чтобы выяснить, откуда доносятся шумы. Герой закрепляет камеру на старом вентиляторе, чтобы получить панорамный обзор кухни и гостиной. Ночью камера медленно поворачивается из одной комнаты в другую, а в кадре возникают пугающие детали. Например, человек под простыней. А сестры тем временем разговаривают с невидимым другом по имени Тоби.
Режиссерский тандем Генри Джуст и Ариэль Шульман, который впоследствии снимет «Нерв» с Эммой Робертс и Дэйвом Франко, говорили, что вдохновлялись сценой из «Ребенка Розмари», где зрители наклонялись, чтобы заглянуть за дверь. Элемент игры со зрителем добавил новизну франшизе. У этой части особая ретро-атмосфера. Эпоха VHS создает иной ритм: запись ведется на кассеты, которые приходят в негодность, а кадр выглядит зернистым. Дом заставлен коврами и деревянной мебелью, даже дети в пижамах танцуют под хиты 1980-х. На контрасте с этой уютной обстановкой жутко выглядят женские фигуры в темных плащах, которые объединяются в подвале.
«Паранормальное явление 4» (2012)

Действие переходит в пригород Рено. Подросток Алекс живет с родителями и младшим братом Уайаттом. По соседству поселяется мистическая женщина Кэти с маленьким Робби, который начинает дружить с Уайаттом. После странного происшествия семья подключает веб‑камеры ноутбуков и смартфонов, а также приставку Kinect: проектор заполняет комнату зелеными точками, на которых видны очертания невидимого существа. Бен, друг Алекс, постоянно висит в Skype (тогда это было актуально) и получает пугающие записи. Постепенно малыши ведут себя все более загадочно. Алекс видит, как Робби вдруг разговаривает с вымышленным другом Тоби.
Квадриквел отодвигает в сторону бытовые ужасы взрослой жизни и фокусируется на подростковых страхах. Алекс пытается убедить родителей в сверхъестественном, но те заняты работой и не обращают внимания. Мы видим, как семья погружается в технологическую экосистему (тогда еще даже не было «умного дома»): в жилище всюду камеры, экраны и консоли. В такой среде любое нарушение привычного алгоритма (например, отключение динамика) воспринимается как катастрофа. Неудивительно, почему фильм больше похож на самый страшный сон мнительного человека.
«Паранормальное явление: Метка дьявола» (2013)

Выпускник Хесус с другом Гектором получают камеру в подарок и снимают свою беззаботную жизнь. В их доме появляется таинственная соседка, о которой ходят слухи разного характера. Однажды ее находят убитой. Молодые люди проникают в ее квартиру и находят алтарь, фотографии и записи с ритуалами. На руке Хесуса появляется странный укус, он начинает чувствовать прилив сил, прыгает с балконов, дерется с хулиганами, снимает подвиги на камеру. Почти, как в забытом супергеройском фильме «Хроника». Со временем его настроение меняется и он становится агрессивным. Друзья обращаются к дочери Кристи, и узнают о ковене ведьм и о «метке», которую ставят на старшего сына.
На этот раз авторы обращаются к зрителям латиноамериканских кварталов. У героев звучит испанский сленг, бабушка готовит позоле, двоюродный брат использует игру Simon как способ связи с духами. Повествование стало легче: молодежь устраивает пранки, смеется, что снимает второсортный фильм ужасов, но через шутки скрывается тревога. «Метка Дьявола» использует более свободное отношение к формату found footage. Камера здесь часто находится в руках, но герои перекидывают ее друг другу, вставляют фрагменты с GoPro и даже используют игрушечный коптер. Этот хаос отражает характер персонажей – они импульсивны, до конца не понимают, во что ввязались. Обряд в квартире соседки отсылает к мексиканским легендам о ведьмах, когда родственники зовут шамана, который проводит очищающий ритуал, но тот лишь злит духа.
«Паранормальное явление 5: Призраки в 3D» (2015)

Заключительный фильм основной серии рассказывает о семье Флигис, которая переезжает в дом, где много лет назад жили ведьмы. В гараже они находят коробку с кассетами из 1988‑го и странную камеру, собранную мастерами ковена. Через объектив этой камеры видно то, что скрыто от глаз. Но чаще всего попадается именно мерцающий дымчатый силуэт демона Тоби. Отец Райан и его брат Майк начинают экспериментировать, наблюдают, как по гостиной движется нечто таинственное, а дочь Лейла уже вовсю разговаривает с невидимым другом.
Продюсеры предполагали закрыть этим фильмом все сюжетные линии. Для привлечения публики использовался формат 3D, что тогда было в диковинку для хоррора. Грегори Плоткин (монтажер предыдущих частей), впервые занял режиссерское кресло. Сценарий писали сразу несколько авторов, и в нем заметны попытки вместить ответы на все вопросы. С точки зрения формы «Призраки в 3D» резко отличается от первой ленты. Сюжет отчаянно пытается замкнуть петлю, связанную с Кэти, сестрой Кристи, ковеном ведьм, ритуалом и самим демоном. На экране появляется почти все, о чем раньше мы только догадывались. Но чем больше объяснений, тем слабее работает мистика.
Режиссер опирается на прошлые части, постоянно подмечает связи, но превращает хоррор в каталог фанатских ответов. Финальная сцена с появлением Тоби в теле не ставит точку в долгой истории. Скорее, многоточие. Публика ожидала развязку, а получила намек на новую угрозу. Солидные сборы ($78 млн) показали, что даже если авторы клянутся, что это финал, франшиза не умирает. Появится новая камера, новая квартира, и кто-то снова захочет поснимать себя спящим.
«Паранормальное явление: Ближайший родич» (2021)

После шестилетнего перерыва франшиза вернулась, но уже совсем в другом формате. Молодая девушка Марго, воспитанная в семье приемных родителей, узнает, что ее родная мать родом из закрытого общества, напоминающего амишей. Вместе с оператором Крисом и звукоинженером Дейлом она отправляется в сельскую глубинку, чтобы снять документальный фильм о своих корнях. На ферме их встречает доброжелательный родственник Самуил, но глава общины Иаков явно что‑то скрывает. Ночью съемочная группа наблюдает, как жители идут с фонарями в лес, а позднее Марго слышит шаги на чердаке и находит записку матери, где та называет общину сектой.
Это была первая лента цикла, вышедшая сразу на стриминговой платформе. Пандемия изменила кинопрокат, и студия решила выпустить фильм на сервисе Paramount+, считая, что онлайн‑премьера привлечет больше подписчиков. Создатели фильма сознательно отошли от истории семьи Кэти и демона Тоби, чтобы показать новую легенду. Режиссер Уильям Юбэнк и сценаристы Кристофер Лэндон и Орен Пели объяснили, что хотели дать франшизе новый старт и исследовать другие формы зла.
Тематически фильм исследует мотивы поиска идентичности, наследия и разрушительной силы закрытых религиозных общин. История Марго строится на конфликте между стремлением узнать правду о своих корнях и ужасом, который за этой правдой скрывается. Атмосфера напоминает фильмы о культах и деревенской мистике, такие как «Ведьма» (2015) или «Плетеный человек» (1973), а не классические «Паранормальные явления».


Комментарии