В день памяти поэта, барда и артиста рассказываем о его самых ярких ролях в кино и театре.
Сегодня, 25 июля, традиционно отмечается день памяти Владимира Высоцкого. Великого поэта и артиста не стало более 40 лет назад, но любовь к его творчеству, кажется, не угаснет никогда. «КиноРепортер» решил напомнить о самых ярких ролях в кино и театре актера Владимира Высоцкого.
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. После окончания школы он хотел связать свою дальнейшую судьбу с актерской профессией, но его не поддержали в семье. Вместе с другом Володя подал документы в инженерно-строительный институт, но в конце первого семестра отчислился по собственному желанию.
Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. Свою дебютную роль он получил уже на первом курсе в постановке «Гостиница «Астория» по пьесе Александра Штейна.
На репетициях этого спектакля Владимир познакомился со своей первой женой, тоже студенткой Школы-студии МХАТ, Изольдой Жуковой. Они поженились в 1960 году. Однако семейная жизнь продлилась недолго.
Впервые Высоцкий появился на экране еще в студенческие годы c эпизодической ролью в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы». Из-за волнения Владимир во время озвучивания произнес реплику своего персонажа Пети «с кавказским акцентом, высоким голосом и заикаясь».
В 1960 году Высоцкий получил диплом актера драмы и кино в Школе-студии МХАТ.
В 1961 году во время съемок в картине «713-й просит посадку» Владимир Высоцкий познакомился с со студенткой ВГИКа Людмилой Абрамовой. Несколько лет они прожили в неофициальном браке: Высоцкий долго не мог развестись с первой женой. Наконец в 1965 году Высоцкий и Абрамова поженились. К тому времени у них было уже два сына — Аркадий и Никита.
Владимир Высоцкий 4 года искал свой театр — с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник». Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке.
Первую большую роль в Театре на Таганке Владимиру Высоцкому предложили в спектакле «Жизнь Галилея», премьера которого состоялась весной 1966 года. Высоцкий играл ученого без грима и парика.
После студенческого кинодебюта фильмография Высоцкого заметно пополнилась, однако он играл только небольшие роли или снимался в эпизодах, которые к тому же сокращались при монтаже.
Впоследствии Владимир Высоцкий признавался, что его кинобиография включала несколько ролей, о которых он предпочитал не вспоминать. В их число входил и тракторист Андрей Пчелка из лирической комедии «Стряпуха» (1966). Высоцкому пришлось стать блондином и петь чужим голосом.
Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на более крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи» Киры Муратовой. Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнил свои песни.
Благодаря главной роли в военной драме Виктора Турова «Я родом из детства» Высоцкий наконец избавился от своего «эпизодического амплуа».
В 1967 году Владимир Высоцкий впервые исполнил роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачев».
Настоящая популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль» Бориса Дурова и Станислава Говорухина. В фильме прозвучали авторские песни Владимира Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек» и другие. В общей сложности Высоцкий предложил для различных фильмов более ста песен, но до экрана дошли меньше половины.
Весьма драматично сложилась история фильма Геннадия Полоки «Интервенция» (1968). Высоцкому нравилась фарсовая стилистика картины и его герой, меняющий маски, подпольщик Бродский. Однако комиссия Госкино решила, что революционные события воспроизведены «в непозволительной эксцентрической форме». Фильм к показу запретили. Зрители впервые увидели его только в 1987 году.
Работа в криминальной драме Владимира Назарова «Хозяин тайги» (1969) разочаровала Владимира Высоцкого — актер был недоволен сценарием, долгими простоями и общей атмосферой в киногруппе.
Роман с партнером по сцене Театра на Таганке Высоцким начался у Татьяны Иваненко в 1966 году и продолжался до середины 1970-х, хотя вместе они никогда не жили. Но часто ездили вместе в киноэкспедиции и на гастроли. 26 сентября 1972 года у Татьяны родилась дочь Анастасия, отцом которой, по слухам, был Высоцкий.
Третьей женой Владимира Высоцкого стала французская актриса Марина Влади. Они познакомились в 1967 году, зарегистрировали брак в 1970-м. На церемонии присутствовали друг и актер Всеволод Абдулов, режиссер Виктор Туров, композитор Оскар Фельцман и скульптор Зураб Церетели, пригласивший молодоженов в свадебное путешествие в Тбилиси.
Премьера «Гамлета» 29 ноября стала одним из самых заметных театральных событий 1971 года. Зрители, входившие в зал, видели сидевшего в глубине сцены актера в черных джинсах и свитере, который в ожидании третьего звонка негромко играл на гитаре, но сразу было ясно, что это не певец Высоцкий, а Гамлет в повседневной одежде 1970-х.
В 1970-х годах список киноролей Высоцкого пополнился, однако не все его работы были благожелательно встречены критикой. Актер возлагал большие надежды на участие в картине Александра Столпера «Четвертый» (1973), где ему предложили сыграть журналиста, обозначенного в титрах местоимением Он. Однако в прокате картина, содержавшая «явный пропагандистский контекст», провалилась.
В 1974 году на фестивале наций в Таормине за роль Фон Корена Высоцкий в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» (1973) был удостоен приза за лучшую мужскую роль.
В 1975 году в театральной биографии Высоцкого появился еще один герой — купец Ермолай Алексеевич Лопахин из пьесы Чехова «Вишневый сад». Сквозной темой «Вишневого сада» в трактовке постановщика спектакля Анатолия Эфроса была многолетняя всепоглощающая любовь Лопахина к Раневской.
Высоцкий сыграл даже чернокожего принца на службе у русского царя в фильме-мюзикле Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Одним из самых заметных образов, сыгранных Высоцким, стал Глеб Жеглов из картины Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» 1979 года. В этой картине Владимир Семенович по просьбе режиссера выступил и в качестве постановщика. В 1987 году «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен» Владимиру Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР.
Последней театральной ролью Владимира Высоцкого стал Свидригайлов в постановке «Преступление и наказание» по роману Достоевского, премьера которого состоялась 12 февраля 1979 года.
Последней ролью в кинематографической биографии Высоцкого стал Дон Гуан из мини-сериала Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» 1979 года по произведениям Пушкина.
В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на год. Артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил.
Комментарии