Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Спаситель, проповедник, телезвезда: Оззи Осборн на экране

Спаситель, проповедник, телезвезда: Оззи Осборн на экране

12 октября 2025 /
Спаситель, проповедник, телезвезда: Оззи Осборн на экране

Вспоминаем маленькие, но яркие роли Князя Тьмы в большом кино.

Оззи Осборн покинул наш бренный мир, но никогда не покинет наших сердец. Он будет жить в памяти благодарных потомков и в своем обширном наследии, которое состоит не только из замечательных музыкальных хитов, но и среди прочего из небольших, но неизменно запоминающихся ролей в кино. О фильмах, хороших и разных, к которым Оззи свой несравненный талант приложил, мы сейчас расскажем.

«Конфеты или смерть» (1986)

«Пацан проигрывает пластинку задом наперед и тем самым выпускает на свободу свирепого призрачного рокера». Этого логлайна хватило когда-то начинающему сценаристу Рету Топхэму, чтобы продать свою дебютную работу. Текст попал в руки Майкла С. Мерфи и Джоэла Сойзона – продюсеров, тоже начинающих, которые только что серьезно продвинулись по карьере, поучаствовав в создании второго «Кошмара на улице Вязов». Они сразу разглядели в сценарии большой потенциал: тут и актуальная тема массовой истерии вокруг запрещенного на территории РФ сатанизма в сатирическом ключе прорабатывалась, и злодей схожей с Фредди Крюгером сверхъестественной природы фигурировал.

Мерфи и Сойзону удалось заручиться поддержкой могучего Дино Ди Лаурентиса и ангажировать видного мастера спецэффектов Кевина Ягера (те же «Кошмары», «Звездный десант», «Байки из склепа»). Актер Чарльз Мартин Смит («Американские граффити», «История Бадди Холли»), который как раз искал возможности попробовать себя в режиссуре, получил соответствующий пост. На роль кровожадной рок-звезды с того света по имени Сэмми Керр зазывали Блэки Лоулесса из W.A.S.P. и Джина Симмонса из KISS, однако первый отказался наотрез, а второй согласился, но на другую роль, поменьше, и рок-маньяка пришлось играть никому не известному танцору Тони Филдсу.

Что же касается Оззи Осборна, то он в фильме появился в образе внезапно телевизионного евангелиста. Который выступает в эфире с речами, яростно обличающими хэви-метал и всех, кто эту мерзость слушает. «Я бы сказал, что это просто больные люди», – так характеризует он последних. И далее сокрушается: «Почему бы не петь о любви? «Я тебя люблю» – какие хорошие слова. Так нет же, современная молодежь предпочитает эту ненормальную странную музыку». Притом выглядит персонаж Оззи исключительно подобающе: в белой рубашке, при галстуке, с аккуратной стрижкой. Говорят, даже его фанаты, прознавшие о том, что их кумир снимается в кино и оккупировавшие толпой студию, где происходила съемка, не признали его, когда он мимо проходил.

По свидетельству Чарльза Мартина Смита, все реплики Оззи – чистая импровизация. В общей сложности материала с ним отсняли на 45 минут. Но в финальную версию вошло всего два коротких фрагмента плюс сцена после титров. В итоге, увы, фильм «Конфеты или смерть», несмотря на все очевидные достоинства (там есть, например, сцена, в которой злодей пилит гитарное соло и одновременно стреляет из инструмента электричеством в школьников, отчего те взрываются!) в прокате провалился. Хотя впоследствии, конечно, обрел преданных поклонников и культовый статус. Милым свидетельством чему – сваянный, судя по дизайну, лет 20 назад, но функционирующий до сих пор фанатский сайт sammicurr.com.

«Шутники» (1995)

В начале 1990-х в США было невероятно популярно своеобразное творчество комического дуэта The Jerky Boys, состоявшего из друзей детства Джонни Бреннана и Камаля Ахмеда. Они специализировались на телефонных шалостях: звонили случайным ничего не подозревающим абонентам и разыгрывали измененными голосами разные скетчи. Чтобы вы понимали, насколько велика была популярность The Jerky Boys: Radiohead свой первый альбом Pablo Honey назвали в честь одного из их скетчей. А еще про них сняли целый полнометражный художественный фильм, который прямо так и озаглавили – The Jerky Boys: The Movie. С самими Бреннаном и Ахмедом в главных ролях и еще с кучей реальных звезд, включая Алана Аркина и Винсента Пасторе.

Сюжет незамысловатый: два великовозрастных лоботряса, не интересующиеся по жизни ничем, кроме телефонных шалостей, однажды подшучивают над боссом мафии (Аркин). Что выливается в череду приключений. Приблизительно в середине фильма главные герои, удирая от бандитов, проникают под видом технического персонала в клуб, где должен вот-вот состояться концерт рок-группы. Там они натыкаются на менеджера этой рок-группы, которого играет… правильно, Оззи Осборн. В синем костюме и с золотыми цепями на шее. Между ними происходит крайне идиотский диалог, в ходе которого Оззи дважды произносит словосочетание «долбанные обезьяны». Ну а концерт по вине пранкеров заканчивается незапланированным фейерверком.

Примечательно, что музыканты, чье выступление мы в этой сцене имеем удовольствие наблюдать, – тоже не абы кто, а довольно известный коллектив Helmet, немало поспособствовавший формированию таких стилей, как ню-метал и индастриал-метал. Над предложением влиться в каст фильма долго им думать не пришлось: сама возможность пересечься с Оззи Осборном стала решающим фактором. А при встрече он им рассказал, как, руля на машине куда-то по своим делам, услышал по радио песню такую крутую и в духе его собственных шлягеров, что подумал: «Не помню, чтобы я это записывал». Оказалось, это была песня Helmet. В общем, очень тепло, душевно пообщались.

«Части тела» (1997)

Вот что еще интересно: своим бешеным успехом The Jerky Boys не в последнюю очередь обязаны Говарду Стерну – скандально знаменитому радиоведущему, который приобрел где-то самопальные пленки с их пранками и поставил парочку треков в эфир, в результате чего все у них и заверте… Ведущий этот был (да и есть) столь скандален и столь знаменит, что про него тоже сняли полнометражный художественный фильм. И он тоже в нем исполнил главную роль. Только это уже была не просто дурацкая комедия, а самый настоящий байопик. По его же автобиографии. И в формате самоироничной исповеди.

Фильм открывается флэшфорвардом, воспроизводящим одно из ключевых событий в жизни Говарда, – появление его на церемонии вручения премии MTV Music Awards в 1992 году переодетым в Фартмэна. Это у него такое альтер эго – супергерой, который борется со злом с помощью силы метеоризма. Далее мы видим глазами самого Стерна, как он уходит за кулисы и ловит на себе полные недоумения и брезгливости взгляды собравшихся там селебрити. В довершение Оззи Осборн, окинув его осуждающим взором, выносит лаконичный и однозначный вердикт: «Надо же быть таким кретином».

Но на самом деле, разумеется, Оззи с Говардом крепко дружил и частенько к нему захаживал потрещать о том о сем на публику. В один из таких визитов, случившийся годы спустя, они со смехом вспоминали совместную работу на съемочной площадке. Со слов Стерна, Осборн честно заявился с утра пораньше полный энтузиазма и с порога радостно ему доложил, что на весь день в полном его распоряжении. Они немного порепетировали, и вдруг Оззи говорит: «Ну что, закончили?» Услышав в ответ, что вообще-то даже не начинали, он передохнул полчасика в трейлере, затем порепетировал еще немного и наконец жалобно возопил: «Все, больше не могу».

Как бы то ни было, позже Говард Стерн отзывался об участии друга в своем фильме исключительно тепло: «Прекрасная игра. Его должны были за это наградить. За лучшую мужскую роль второго плана».

«Никки, дьявол младший» (2000)

А это, вероятно, лучший из всех плохих фильмов с Адамом Сэндлером. И не только потому что адски вульгарный, неполиткорректный, но все равно смешной. А в том числе благодаря деятельному в нем участию Оззи Осборна. Который и сам в кадре присутствует, и музыка его диегетически звучит. В одной из сцен персонажи Питера Данте и Джонатана Лоугрэна прокручивают пластинку c синглом Flying High Again задом наперед, пытаясь расслышать зашифрованное тайное послание. На что присутствующий при этом сын дьявола в исполнении Сэндлера компетентно сообщает, что Князь Тьмы такой ерундой не занимается и всегда «в глаза режет правду-матку». То ли дело Chicago.

На всякий случай для тех, кто почему-то фильма не видел, вкратце перескажем, о чем там. Двое старших отпрысков сатаны сбегают из преисподней на землю, чтобы учинить апокалипсис и сместить отца с занимаемой должности. Младший (Сэндлер) устремляется за ними, чтобы их остановить. В финале он вступает в бой с одним из своих гадких братьев, и тот почти побеждает. Как вдруг материализуется Оззи Осборн и устраняет нависшую над человечеством угрозу, откусывая очень кстати превратившемуся в жирную летучую мышь исчадию голову. А потом еще подает героине Патриши Аркетт увесистую каменюку, чтобы та ею героя Сэндлера умертвила (так надо).

Итого перед нами классический пример развязки типа «бог из машины». Как правило, такая развязка – явный признак того, что сценаристу было лень придумывать что-то нормальное, логично вытекающее из повествования, и он решил схалтурить. Однако здесь она смотрится более чем уместно. Именно потому, что воплощением этого самого бога из машины служит Оззи Осборн. Более того, Оззи по сюжету вдобавок представлен буквально как Дар Божий, переданный Господом герою Сэндлера через ангела (Риз Уизерспун). И это тоже, заметьте, воспринимается вполне уместно. Про кого еще, скажите, можно было бы такое правдоподобно сочинить? То-то же.

«Остин Пауэрс: Голдмембер» (2002)

В первой половине нулевых Оззи Осборн к бесчисленному множеству своих регалий присовокупил еще одну, сделавшись мирового масштаба телезвездой. Реалити-шоу, детально освещавшее быт его семьи, моментально стало самой просматриваемой программой в истории канала MTV, который его транслировал. Создатели третьей части серии об уродливом британском шпионе Остине Пауэрсе поспешили воспользоваться моментом и встроили «Семейку Осборнов» прямо в фильм. Тем самым добавив одной шутке, построенной на скабрезных каламбурах, дополнительное измерение и заодно разломав четвертую стену.

Суть шутки заключается в визуальном сходстве космического спутника с женской грудью, для вербального обозначения которой используются различные эвфемизмы, озвучиваемые с экрана в подразумевающем двусмысленность контексте, что и рождает комический эффект. Однако внимательный зритель, знакомый с серией «Остин Пауэрс», должен заметить, что точно такая же шутка, но с фаллической формы ракетой, уже имела место в предыдущем фильме. Замечает это и Оззи Осборн, отпуская в своей характерной нецензурной манере комментарий, в котором сравнивает допустивших такую халтуру кинематографистов все с той же женской грудью.

В результате вторичная и глупая, казалось бы, шутка становится поводом для веского критического высказывания. Более того, оказывается, что все это время мы фактически смотрели не фильм «Остин Пауэрс: Голдмембер», а выпуск шоу «Семейка Осборнов», в котором семейка Осборнов смотрит фильм «Остин Пауэрс: Голдмембер». Это, в свою очередь, ставит нас перед вопросом о том, что вообще реально. А ну как Оззи Осборн на самом деле жив? И сидит себе на диване с женой и детьми, смотря по телевизору фильм, сюжет которого разворачивается в нашей с вами реальности, где Оззи Осборн умер, и комментирует это в своей характерной нецензурной манере, сравнивая создателей этого фильма и этой, соответственно, реальности с женской грудью? Что ж, если так, то он абсолютно прав.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: