Засилье архивных записей на больших и малых экранах.
Неделя стала настоящим подарком для любителей документального кино: на больших и малых экранах стартовало сразу 5 проектов, охватывающих самые разные сферы жизни. От спорта до высокой моды, от музыки и театра до кино. «КиноРепортер» собрал самые заметные доки недели, на которые стоит обратить внимание.
«Пеле»
Пеле не раз становился героем документальных фильмов, однако поклонники короля футбола не устают любоваться на своего кумира. Особенно, когда знаменитый бразилец на поле, где ему нет равных. Для того, чтобы избежать повторов, неизбежных при переложении биографических фактов на экран, создатели «Пеле» решили сконцентрироваться на периоде превращения футболиста из молодого спортсмена в национального героя. Процесс в итоге занял 12 лет и его кульминационной точкой стала историческая победа бразильской сборной на чемпионате мира 1970 года.
В картине также затрагивается политический и экономический контекст, сильно повлиявший на становление Пеле. Так, внимание уделяется обстановке в стране и свержению Артура да Коста-и-Силвы в результате военного переворота.
Но большая часть ленты, конечно, посвящена футболу и наследию легендарного спортсмена. Чего стоит уникальная хроника из домашнего архива Пеле, в которой звезда футбола изъясняется едва ли не афоризмами, а также редкие записи и интервью с товарищами по команде и членами семьи. В общем, must see для фанатов (хотя некоторые уже считают, что стоило снимать сразу сериал, а не ограничиваться фильмом).
«Дом Пьера Кардена»
«Дом Пьера Кардена» документалистов П. Дэвида Эберсоула и Тодда Хьюза можно считать самым фестивальным доком недели: фильм был представлен на Венецианском кинофестивале 2019 года и получил номинацию на «Голубого Льва». В фильме собраны архивные записи и нарезки из интервью с легендарным модельером, а также приведены беседы с коллегами и звездными поклонниками его таланта, в числе которых Элис Купер, Наоми Кэмпбелл и Шэрон Стоун.
Первым делом стоит отметить, что на руках авторов был крайне фактурный материал: фигура Кардена отдает величием даже при беглом взгляде на статьи о его жизни. Французский дизайнер основал собственный Дом Моды в 1950 году, стартовав с роскошных костюмов футуристического дизайна, не лишенных при этом функциональных качеств. За долгие годы Карден совершил не одну модную революцию, создал ткань, которую назвал своим именем, запатентовал более 500 изобретений, выпускал костюмы для NASA и ввел моду на джинсу, определенно был человеком искусства. Мэтр начинал как театральный художник, принял участие в работе над «Красавицей и чудовищем» Жана Кокто и создал наряды для Майи Плисецкой в балете «Анна Каренина», и неизменно поражал публику, которая отзывалась о нем исключительно как о гении.
Создатели «Дома Пьера Кардена» упаковали факты из жизни легендарного француза в красочную обертку, сразу добавившую ленте жизни и объема, и постарались дать слово всем заинтересованным сторонам, включая самого модельера. Так, например, «человек, ставший империей», ушедший из жизни в возрасте 98 лет, успел поделиться на камеру секретом вечной молодости и рассказать о том, какая же разница между посредственным и великим дизайнером. И в конечном итоге просмотр «Дома Пьера Кардена» может стать отличным способом почтить его память и наглядно показать, куда человека могут завести его смелые мечты.
«Хейфеца»
Леонид Хейфец был не только выдающимся режиссером, но и мощным связующем звеном между эпохами. Несмотря на то, что о его методах обучения отзываются как о суровых, о мастере и учителе до сих пор с безмерным уважением и любовью вспоминают его ученики. Их всех объединяет эта выпестованная философия, а еще собирательное название: именно «Хейфеца» на гитисовском сленге называют студентов Леонида Ефимовича.
В числе выпускников Хейфеца немало добившихся широкого признания коллег и публики актеров – Александр Паль, Виктория Толстоганова, Павел Деревянко, Александр Петров и другие. Однако этот путь к успеху был «через тернии к звездам». Они шли вперед скорее вопреки, чем при поддержке мастера, продирались через его неверие, боролись с ненавистью к нему самому и его методам. При этом почти все признают, что именно Хейфец сделал их теми, кто они сейчас, взрастил, выковал, подарил знания не только о профессии, но и о жизни.
Этот откровенный разговор по душам периодически перебивается вставками из жизни театра – его рутинными буднями с бесконечными прогонами и репетициями. А еще архивными кадрами, на которых можно увидеть совсем еще молодых и зеленых звезд, только делающих первые шаги в профессии. И это еще одна причина, по которой «Хейфеца» может стать настоящим подарком, редким и уникальным, для зрителей.
«Станиславский. Жажда жизни»
Еще одна великая фигура, однозначно заслуживающая детального анализа, экспертного разбора, да и в целом интереса широкой публики – Константин Станиславский. Имя режиссера и педагога широко известно по всем мире, по его методикам до сих пор работают самые прославленные актеры, включая голливудских звезд. Создательница «Жажды жизни» Юлия Бобкова тоже решила не ограничиваться российскими кинематографистами и заглянула за кулисы зарубежного театра, где работы Станиславского не только изучают, но и пытаются переосмыслить.
Факты биографии Константина Сергеевича (первооткрыватель и пионер, обреченный на критику и неприятие) в картине причудливо миксуются с наглядными проявлениями грандиозного наследия, которое оставил после себя Станиславский. А рассуждения режиссеров и актеров (в кадр, например, можно увидеть Никиту Михалкова, Ренату Литвинову и Дарью Мороз) перемежаются закулисными вставками, показывающими, как тяжело может идти творческий, созидательный процесс, впоследствии вдохновляющий других людей на собственные свершения.
В фильме находится место м для нескольких любопытных исследований. Первое касается человека как части социума, влияния искусства на ум и душу, на то, как эмоциональное состояние отдельно взятого зрителя может перекликаться с понятием сверхзадачи, которая стоит перед актером. Второе – на тему того, почему сейчас, в эпоху фейковых новостей, система Станиславского, прославляющая искренность и ставящая ее во главу угла, актуальна как никогда и по-прежнему вызывает бурный отклик, не оставляя публику равнодушной.
«Билли Айлиш: Слегка размытый мир»
Съемки документального фильма о Билли Айлиш стартовали в 2018 году, что позволило режиссеру Р.Дж. Катлеру запечатлеть на камеру сразу несколько грандиозных моментов, уже ставших историей. Комбинация амбициозности и таланта позволило самой Билли и ее брату Финнеасу О’Коннеллу оседлать волну успеха и всего за год покорить музыкальный Олимп.
Несмотря на то, что популярность пришла к юной исполнительнице раньше, последние два года стали для нее поистине выдающимся. Вышедший в марте 2019 года дебютный альбом Айлиш When We All Fall Asleep, Where Do We Go? возглавил американский и британский хит-парады, а сама Билли стала первым человеком, рожденным в XXI веке, которому удалось возглавить американский чарт Hot 100. В 2020-м череда успехов продолжилась и певица получила 4 главных «Грэмми».
В итоге в фильм попали не только съемки с гламурных вечеринок, престижных мероприятий и концертов, но и домашний футадж (весь альбом Билли записала на студии, которую оборудовала в спальне), слезы и моменты острой самокритики (ранее певица откровенно рассказывала о том, что подвергалась травле), а также безоговорочная поддержка семьи. К слову, последний пункт неожиданно добавил в общем-то классическому проекту объема: родители Билли и Финнеаса поделились своим мнением на подростковые проблемы и состояние индустрии, благодаря чему получился насколько парадоксальный, настолько и цепляющий взгляд изнутри. Кроме того, это настоящая кладезь эксклюзива: в «Слегка размытом мире» можно услышать акустические версии популярных треков Билли.
Комментарии