«КиноРепортер» рассказывает, как стартовал и из чего состоит культовый цикл боевиков Сильвестра Сталлоне.
«Если я жив, значит и война тоже», — говорит ветеран Вьетнама Джон Рэбмо в «Первой крови». Что ж, вояка живее всех живых. Спустя 37 лет после выхода оригинального фильма Сильвестр Сталлоне возвращает любимого героя на экраны в четвертом сиквеле «Рэмбо: Последняя кровь». Пока семидесятилетняя машина для убийств сражается с мексиканским картелем, «КиноРепортер» предлагает вспомнить о противниках, создателях и политических взглядах вечного солдата.
Как все начиналось
Канадец Дэвид Моррел признавался, что написал свой дебютный роман «Первая кровь» в 1972 году под впечатлением от книги британца Джеффри Хаусхолда 39-го года «Одинокий волк» про охоту на человека, покушавшегося на некоего тоталитарного лидера. «Я так и не определился — Гитлер это или Сталин, пусть читатель сам делает свой выбор», — говорил Хаусхолд. Образ частично был навеян автобиографией Оди Мерфи, ветерана Второй мировой войны, ставшего успешным голливудским актером.
Но самое сильное влияние на Моррела оказали рассказы его студентов, когда он преподавал английский в университете Айовы, об их службе во Вьетнаме. Роман про ветерана по фамилии Рэмбо (писатель решил не давать ему имени), который наткнулся на недружелюбного шерифа, проезжая через городок в Кентукки, а после перебил кучу людей и погиб, стал бестселлером. Стивен Кинг в университете штата Мэн учил по нему писать прозу, а звезде итало-крайма и спагетти-вестернов Томасу Милиану книга так понравилась, что он захотел сыграть главную роль в экранизации, но не смог убедить итальянских продюсеров купить на нее права. В результате он просто взял имя Рэмбо для своего персонажа, байкера-мстителя в красной вязаной шапочке, в фильме Умберто Ленци «Синдикат садистов». Интересно, знал ли Милиан, что Моррел позаимствовал имя у сорта яблок, культивированного шведским поселенцем XVII века?
Изначально Сталлоне не был первым кандидатом на роль опустошенного войной солдата — продюсеры Марио Кассар и Эндрю Вайна подумывали о Стиве Маккуине, но для ветерана Вьетнама он был староват. Заинтересовавшийся проектом Сталлоне, который на тот момент уже превратился в серьезную звезду благодаря «Рокки», сам переписал сценарий: он не хотел, чтобы его герой убивал людей (выпавший из вертолета коп, видимо, все же сам виноват) и кончал с собой в финале. Эта позиция не понравилась Кирку Дугласу, который уже согласился на роль учителя Рэмбо, полковника Сэма Траутмана, однако, когда узнал о намерении снять хэппи-энд, распрощался с проектом. Роль также предлагали Ли Марвину и Року Хадсону, но она досталась канадскому актеру Ричарду Кренне и стала главной в его карьере.
Политический посыл
Первый фильм был почти драмой, пропитанной антивоенным месседжем — «зеленый берет» возвращается с войны, заработав только «вьетнамский синдром», шрамы да медаль «За храбрость», и понимает, что дома он не просто никому не нужен, а даже считается нежелательным элементом, нарывом на теле общества. Зашел навестить друга в городок Хоуп (то есть Надежда), а наткнулся на полную безнадегу и прямую агрессию. Рэмбо только и остается, что бежать в живописные леса (фильм снимали в Канаде) и ставить на отправившихся по его следу охотников ловушки, а в финале устраивать истерику на глазах у полковника — единственного человека, который способен понять, но уже никак не сможет помочь.
Однако в сиквеле потомок индейца и немки («адская смесь!») — уже вполне патриотически настроенный герой, отправившийся во Вьетнам за «своими», которых на войне не бросают не только русские, но и, как выяснилось, американцы. Вернее, некоторые могут и бросить — такие как майор Мердок (звезда фильмов категории «б», дико обаятельный Чарльз Нэпьер). Но Рэмбо всех спасет, уничтожит вьетконговцев и помогающих им советских, а вернувшись, устроит трусливому Мердоку взбучку и произнесет речь о любви к Америке от лица ветеранов: «Я хочу, чтобы наша страна любила нас так же сильно, как любим ее мы!».
У третьей части, снятой во время советско-афганской войны, еще более консервативно-правый настрой. На сей раз неубиваемый Рэмбо отправляется в Афганистан, чтобы вытащить из плена полковника Траутмана. При этом забавно, что он спасает от зверств русских солдат моджахедов, то есть фактически будущих террористов-врагов Америки. Любопытно и то, что фильм немного опоздал со своей критикой «красной угрозы» — за десять дней до премьеры СССР вывел войска из Афганистана.
«Рэмбо 3» попал в Книгу рекордов Гиннесса по количеству убитых (132 трупа). Однако четвертая часть, посвященная зверским действиям бирманских военных в Мьянме, обгоняет его и по мертвым телам (236), и по запредельно живодерским смертям. Изначально Сталлоне хотел выбрать местом действие Мексику, но передумал. По его мнению, раз конфликт каренов (христиан) и бирманцев (буддистов) игнорируют западные СМИ, то в тайские джунгли необходимо слать Рэмбо. Бирманцы не щадят женщин и детей, но и постаревший Джон Рэмбо вырывает им кадыки или разносит в клочья из бронебойного пулемета. Очевидно одно — с возрастом герой не размяк. Впрочем, на все эти подвиги он идет в основном ради женщины, попавшей в плен американской миссионерки (Джули Бенц из «Декстера»). Такое вот галантное добро с кулаками. Фильм снимали под Бирмой, и периодически над головой у съемочной группы свистели настоящие пули.
Режиссеры
«Рэмбо: Первая кровь» был снят разноплановым канадцем Тедом Котчеффом в 1982 году — на тот момент на его счету были такие непохожие картины, как безысходная австралийская драма о худшем отпуске в истории «Опасное пробуждение» и милая комедия в английском стиле «Кто убивает великих европейских поваров?».
Первоначальная версия «Первой крови» шла три с половиной часа — Сталлоне был в ужасе и даже хотел купить ее и уничтожить. Тем не менее, когда кино посушили и ужали в монтажной до полуторачасового хронометража, звезда боевиков поменяла свое мнение. Буквально в следующем году Котчефф снимет «Необычайную отвагу», удивительным образом похожую на сиквел «Первой крови» — команда американских коммандос отправляется во Вьетнам спасать военнопленных.
Сиквел 1985 года «Рэмбо: Первая кровь 2», ставший кассовым рекордсменом (300 миллионов долларов в мировом прокате), снял Джордж Пан Косматос, который на тот момент мог похвастать успешным экшеном «Перевал Кассандры» с вполне звездным составом (Софи Лорен, Ричард Харрис, Берт Ланкастер и Ава Гарднер!). Отец режиссера «Мэнди» Паноса Косматоса был очень терпелив и соглашался со всеми правками, которые Сталлоне вносил в сценарий, так что вскоре Слай предложил ему поработать вместе на «Кобре». «Мы отлично с ним сошлись. В отличие от своих кинообразов, он очень интеллигентный человек и читает по книге в день» — признавался Косматос-старший газете Chicago Tribune. Фильм получил четыре издевательские «Золотые малины», в том числе за песню Peace in Our Life, исполненную братом Сильвестра, Фрэнком Сталлоне, и за сценарий Джеймса Кэмерона, который Сталлоне все равно переписал. Кстати, изначально напарника Рэмбо на вражеской территории должен был сыграть Джон Траволта, но Сталлоне решительно отказался и настоял на вьетнамской женщине.
Триквел Сталлоне изначально доверил создателю «Горца» Расселу Малкэхи, но они не сошлись во мнениях уже на уровне кастинга — австралийский режиссер выбрал на роль советских головорезов слишком симпатичных ребят с внешностью серфингистов и не хотел от них избавляться. В результате кино снимал более покладистый Питер Макдональд, работавший вторым режиссером на съемках «Рэмбо: Первая кровь 2». На момент выхода в 1988 году триквел стал самым дорогой постановкой в истории.
Спустя 20 лет Сталлоне снял и написал четвертую часть похождений Рэмбо. Из-за ограниченного бюджета он решил делать упор на зверства бирманской военщины, так что это самая свирепая часть франшизы. И первая, где не снялся Ричард Кренна, скончавшийся в 2003 году от сердечного приступа. Сталлоне посвятил фильм именно ему.
Враги
Шериф Уилл Тизл по идее не самый плохой человек — просто любит держать свой город в чистоте и порядке. Во всяком случае, он чуть приятней, чем его подчиненные (в их числе актеры Дэвид Карузо и Крис Малки, Хэнк из «Твин Пикса»). Однако именно Тизл остается в памяти как главным антагонист Рэмбо в «Первой крови» — в первую очередь, благодаря харизме и квадратной челюсти Брайана Деннехи («Иллюзия убийства», «Нападение на 13-й участок»).
Но все же самый яркий враг Рэмбо — подполковник Сергей Подовский, блестяще сыгранный английским актером Стивеном Беркоффом. От его ужимок психопата и взгляда пронзительно голубых глаз веет чем-то большим, чем принято в боевиках — видимо, талантом большого артиста.
Увы, ни советский полковник Зайцен (!) в исполнении французского актера Марка Де Йонге, ни тем более тайский злодей в погонах (Манг Манг Хим, настоящий боец Каренской национально-освободительной армии, решившийся сыграть врага своего народа) не могут похвастаться запоминающимися деталями.
Пародии и след в культуре
Рассказ о подделках под Рэмбо достоин отдельной статьи, но, пожалуй, особо стоит выделить «Рэмбо по-турецки» (1986) с уморительной постановкой драк и перестрелок, а так же культуристом Сердаром Кебабчиларом в главной роли, ни за какие коврижки не меняющим выражение лица. Из итальянских закосов прежде всего интересен «Последний американский солдат», снятый на Филиппинах — в финальной разборке Роберт «Коммандер» Крейг разносит деревню с таким количеством пиротехники, что поневоле забываешь о дешевизне картины. Существует английская симпатичная история взросления «Сын Рэмбо» Гарта Дженнингса (автора «Автостопом по галактике») про то, как просмотр пиратской кассеты изменил мальчику жизнь. Болливуд по-прежнему планирует выпустить ремейк «Рэмбо» в 2020 году.
Интересно наблюдать, как Рэмбо интегрировался в массовую культуру. Шварценеггер увидел плакат «Рэмбо 3» и посмеялся над его бицепсами в «Близнецах». В «Горячих головах 2» Чарли Шин напрямую пародирует «Рэмбо» и даже спасает Ричарда Кренну из плена, как в третьей части франшизы (невозможно забыть их диалог: «Что они с тобой сделали? — Они связали мне шнурки»). Шутовская панк-группа Green Jelly использует Рэмбо в качестве героя песни (и анимационного клипа) про трех поросят. Шутки про Рэмбо звучат в фильмах со Сталлоне «Танго и Кэш» и «Разрушитель», его упоминает Брюс Уиллис в «Крепком орешке» и герои комедии Мела Брукса «Космические яйца», в него ненадолго превращается добряк-могвай в «Гремлинах 2», когда берет в руки лук с взрывающейся стрелой. На основе похождений нашего героя существует и комиксы, и компьютерная игра, и мультсериал. А уж сколько раз постеры с полуголым гривастым Сталлоне появлялись в советском перестроечном кино — и не сосчитать.
Сталлоне признавался, что с фильмом «Рэмбо: Последняя кровь» наконец-то поставит во франшизе точку. Потом, правда, передумал и снова намекал, что готов вернуться. Впрочем, мы-то знаем — непобедимый воитель с грустными глазами навсегда останется с нами и внутри нас.
«Рэмбо: Последняя кровь» уже в кинотеатрах.
Комментарии