Статьи

Ошибочка вышла: Главные костюмные киноляпы

На премьере «Однажды в… Голливуде» внимательные зрители заметили, что герой Брэда Питта носит «неправильные» часы — модель Citizen 8118 Bullhead на его запястье появилась лишь в 1972-м, тогда как действие фильма разворачивается в 1969-м. Почему так происходит, страдает ли от подобных ляпов репутация фильма и всегда ли стоит за них критиковать?

Внимание, мотор!

Чаще всего костюмные ошибки случаются из-за рассеянности членов съемочной группы — актеры ушли на обед или вздремнуть, а после костюмеры не проследили, чтобы одежда вернулась в кадр в исходном состоянии. И тогда на Дороти из «Волшебника страны Оз» Виктора Флеминга вдруг оказываются кожаные ботинки, хотя она только что щеголяла в красных башмачках.

В одной из сцен «Терминатора 2: Судный день» герой Арнольда Шварценеггера прикрывает юного Джона от пуль, в итоге кожаная куртка изрешечена со всех сторон. Но уже в следующем кадре она выглядит как новая (вышла бы неплохая реклама химчистки!). В третьей части «Властелина колец» жилетка Сэма то появляется, то исчезает. И тут уж неясно: то ли костюмер не принес ее Шону Эстину, то ли сам актер позабыл ее рядом с бутербродами.

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Не обходились без киноляпов и советские фильмы. В «Кавказской пленнице» футболка Натальи Варлей после купания и сушки внезапно превращается из полосатой в белую. В «Джентльменах удачи» персонаж Савелия Крамарова успевает за пару секунд сменить платок. Юрий Деточкин Иннокентия Смоктуновского сидит в пивной в светлой рубашке в клеточку, а выходит на улицу в однотонной темной. В одной из ключевых сцен «Москва слезам не верит» героиня Ирины Муравьевой подходит к зданию в белых туфлях, а внутри стоит уже в черных.

Во время разговора в палатке у Наташи из фильма «Три плюс два» периодически то появляются, то исчезают бусы. В ходе знаменитой беседы Людмилы Прокофьевны с Новосельцевым в «Служебном романе» пиджак «мымры» то расстегивается, то застегивается самостоятельно — героиня Алисы Фрейндлих при этом и не думает трогать пуговицы. Удивительно, что при всей популярности этих картин и бессчетном количестве просмотров редкий зритель замечает ошибки.

Бывает, готовая сцена доснимается или частично переснимается несколько недель или месяцев спустя. А одежда при этом должна выглядеть, будто актер ее вообще не снимал. По словам художницы по костюмам «Сибирского цирюльника» Аллы Оленевой, «сейчас нет проблем зафиксировать, в каком кадре и в каком состоянии находился костюм: застегнут, расстегнут, сколько пуговиц и пр. А те ляпы, которые мы порой встречаем, обусловлены невнимательностью сотрудников. Чаще всего путают детали — шарфы, шляпки и, конечно, галстуки».

Кадры из фильма «Покровские ворота»

Действительно, если бы существовал рейтинг проблемных предметов гардероба в кино, в нем с большим отрывом лидировал бы галстук. В одной сцене «Служебного романа» галстук Олега Басилашвили в каждом кадре завязан по-новому. Герой Вахтанга Кикабидзе в «Мимино», собираясь, надевает галстук, а в городе вдруг оказывается без него. Миграцию этой детали гардероба можно наблюдать и в «Покровских воротах». Костик (Олег Меньшиков) приходит на свидание в шарфике и без галстука, а продолжает прогулку, напротив, при галстуке, но без шарфа. А галстук Хоботова и вовсе волшебным образом меняет расцветку во время вечеринки.

Не в то время

В отличие от откровенных оплошностей, на исторические неточности порой идут осознанно — в угоду зрелищности или сюжету. Знаменитый пример — «Храброе сердце», где Мэл Гибсон и его соратники носят шотландские килты. Казалось бы, что странного? Шотландия давно ассоциируется с мужскими юбками в клетку тартан. Дело в том, что упоминания о первых килтах датированы 1594 годом, повсеместно их стали носить лишь в начале XVII века. А действие картины разворачивается в 1298 году — желание лишний раз подчеркнуть происхождение героев, нарядив их в главный национальный символ, перевесило.

Кадр из фильма «Храброе сердце»

Еще одна оплошность с килтом — фильм «Король говорит!». Король Георг VI Колина Ферта носит килт не в шотландский серо-красный тартан «Балморал», принадлежащий британской королевской семье, а в абстрактный сине-зеленый. Скорее всего, выбор расцветки был продиктован общей палитрой картины. Тем не менее королевский протокол был серьезно нарушен. Говорят, чопорные британцы до сих пор не могут простить этого создателям фильма.

В свое время в нарушении «костюмного протокола» обвиняли и художницу «Гусарской баллады» Ольгу Кручинину — и мундиры неправильные, и ордена не те и надеты не туда. Она пыталась оправдаться: «Консультантов по военной форме не было, поэтому мне приходилось самой разыскивать информацию о французской и русской армиях. Сшить костюмы тоже было сложно — в мастерских их просто не умели делать. Проблемы возникали и с материалами, и с конструированием».

Кадр из фильма «Гусарская баллада»

Главным просчетом называли гусарский мундир на Ларисе Голубкиной. «Мундир на вас я вижу Павлоградский», — заявляет в фильме поручик Ржевский, на деле же палитра и дизайн напоминали униформу гусаров Сумского полка. Вопросы к достоверности военной формы возникают и в «Адмирале» Андрея Кравчука. В реальной жизни в апреле 1917 года Временное правительство отменило эполеты и погоны со звездочками, но в фильме они отчетливо видны.

Красота требует

Порой историческая точность нарушается из-за особенностей фигуры актера. В таких случаях художники берут за основу крой, который прежде всего идеально сидит на исполнителе. А соответствие эпохе создают за счет деталей. Так появились роскошные костюмы Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, подчеркивающие осиную талию и пышный бюст. Ни о каком соответствии времени не могло быть и речи. Кроме того, в одном из кадров отчетливо видны современные туфли на высоком каблуке.

Кадры из фильма «Клеопатра»

Похожая ситуация — с гардеробом Мэрилин Монро для комедии «В джазе только девушки». Действие разворачивается в 1920-е, когда в моде были прямые платья. Но, увы, они не шли аппетитной Монро, поэтому художник по костюмам Орри-Келли создал приталенные, облегающие и сексуальные.

Подобные примеры есть и в отечественном кино. Как рассказывал режиссер фильма «Место встречи изменить нельзя» Станислав Говорухин, «кто-то заметил, что Евгений Евстигнеев одет не по послевоенной моде, а в современный чешский костюм… На самом деле сначала мы сшили ему однобортный костюм образца 1945 года с большими плечами и широкими брюками. Он примерил его и наотрез отказался сниматься: «Чем плох мой импортный?» Жалко было отказываться от такого изумительного актера, поэтому не стали с ним спорить».

Пошла на осознанный риск и художница по костюмам оскароносной ленты «Москва слезам не верит» (1979) Жанна Мелконян. Но ее ошибка положила начало новому тренду: «Носочки появились случайно. Мы нашли обувь 1958 года, но она была в плохом состоянии — кожа загрубела и покоробилась. Чтобы туфли не натирали ноги актрисам, я предложила надеть им белые носки. Они отлично подошли к силуэтам героинь. В Америке эта деталь произвела потрясающий эффект. В газетах писали: «Русские ввели моду на белые носки!»

Кадры из фильма «Москва слезам не верит»

Очевидно, что за костюмными ляпами в кино часто стоит не преступная халатность, а вполне продуманное решение. А если в кадр все-таки прокралась ошибка — поменялся галстук или пропала жилетка, что ж, это лишь добавляет картине человечности и шарма, ведь если есть история, затронувшая сердца миллионов, кого волнует цвет носков?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

36 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад