Что объединяет фильмы «Однажды в… Голливуде», «Терминатор 2», «Служебный роман» и «Москва слезам не верит»? Отвечает «КиноРепортер».
На премьере «Однажды в… Голливуде» внимательные зрители заметили, что герой Брэда Питта носит «неправильные» часы — модель Citizen 8118 Bullhead на его запястье появилась лишь в 1972-м, тогда как действие фильма разворачивается в 1969-м. Почему так происходит, страдает ли от подобных ляпов репутация фильма и всегда ли стоит за них критиковать?
Внимание, мотор!
Чаще всего костюмные ошибки случаются из-за рассеянности членов съемочной группы — актеры ушли на обед или вздремнуть, а после костюмеры не проследили, чтобы одежда вернулась в кадр в исходном состоянии. И тогда на Дороти из «Волшебника страны Оз» Виктора Флеминга вдруг оказываются кожаные ботинки, хотя она только что щеголяла в красных башмачках.
В одной из сцен «Терминатора 2: Судный день» герой Арнольда Шварценеггера прикрывает юного Джона от пуль, в итоге кожаная куртка изрешечена со всех сторон. Но уже в следующем кадре она выглядит как новая (вышла бы неплохая реклама химчистки!). В третьей части «Властелина колец» жилетка Сэма то появляется, то исчезает. И тут уж неясно: то ли костюмер не принес ее Шону Эстину, то ли сам актер позабыл ее рядом с бутербродами.
Не обходились без киноляпов и советские фильмы. В «Кавказской пленнице» футболка Натальи Варлей после купания и сушки внезапно превращается из полосатой в белую. В «Джентльменах удачи» персонаж Савелия Крамарова успевает за пару секунд сменить платок. Юрий Деточкин Иннокентия Смоктуновского сидит в пивной в светлой рубашке в клеточку, а выходит на улицу в однотонной темной. В одной из ключевых сцен «Москва слезам не верит» героиня Ирины Муравьевой подходит к зданию в белых туфлях, а внутри стоит уже в черных.
Во время разговора в палатке у Наташи из фильма «Три плюс два» периодически то появляются, то исчезают бусы. В ходе знаменитой беседы Людмилы Прокофьевны с Новосельцевым в «Служебном романе» пиджак «мымры» то расстегивается, то застегивается самостоятельно — героиня Алисы Фрейндлих при этом и не думает трогать пуговицы. Удивительно, что при всей популярности этих картин и бессчетном количестве просмотров редкий зритель замечает ошибки.
Бывает, готовая сцена доснимается или частично переснимается несколько недель или месяцев спустя. А одежда при этом должна выглядеть, будто актер ее вообще не снимал. По словам художницы по костюмам «Сибирского цирюльника» Аллы Оленевой, «сейчас нет проблем зафиксировать, в каком кадре и в каком состоянии находился костюм: застегнут, расстегнут, сколько пуговиц и пр. А те ляпы, которые мы порой встречаем, обусловлены невнимательностью сотрудников. Чаще всего путают детали — шарфы, шляпки и, конечно, галстуки».
Действительно, если бы существовал рейтинг проблемных предметов гардероба в кино, в нем с большим отрывом лидировал бы галстук. В одной сцене «Служебного романа» галстук Олега Басилашвили в каждом кадре завязан по-новому. Герой Вахтанга Кикабидзе в «Мимино», собираясь, надевает галстук, а в городе вдруг оказывается без него. Миграцию этой детали гардероба можно наблюдать и в «Покровских воротах». Костик (Олег Меньшиков) приходит на свидание в шарфике и без галстука, а продолжает прогулку, напротив, при галстуке, но без шарфа. А галстук Хоботова и вовсе волшебным образом меняет расцветку во время вечеринки.
Не в то время
В отличие от откровенных оплошностей, на исторические неточности порой идут осознанно — в угоду зрелищности или сюжету. Знаменитый пример — «Храброе сердце», где Мэл Гибсон и его соратники носят шотландские килты. Казалось бы, что странного? Шотландия давно ассоциируется с мужскими юбками в клетку тартан. Дело в том, что упоминания о первых килтах датированы 1594 годом, повсеместно их стали носить лишь в начале XVII века. А действие картины разворачивается в 1298 году — желание лишний раз подчеркнуть происхождение героев, нарядив их в главный национальный символ, перевесило.
Еще одна оплошность с килтом — фильм «Король говорит!». Король Георг VI Колина Ферта носит килт не в шотландский серо-красный тартан «Балморал», принадлежащий британской королевской семье, а в абстрактный сине-зеленый. Скорее всего, выбор расцветки был продиктован общей палитрой картины. Тем не менее королевский протокол был серьезно нарушен. Говорят, чопорные британцы до сих пор не могут простить этого создателям фильма.
В свое время в нарушении «костюмного протокола» обвиняли и художницу «Гусарской баллады» Ольгу Кручинину — и мундиры неправильные, и ордена не те и надеты не туда. Она пыталась оправдаться: «Консультантов по военной форме не было, поэтому мне приходилось самой разыскивать информацию о французской и русской армиях. Сшить костюмы тоже было сложно — в мастерских их просто не умели делать. Проблемы возникали и с материалами, и с конструированием».
Главным просчетом называли гусарский мундир на Ларисе Голубкиной. «Мундир на вас я вижу Павлоградский», — заявляет в фильме поручик Ржевский, на деле же палитра и дизайн напоминали униформу гусаров Сумского полка. Вопросы к достоверности военной формы возникают и в «Адмирале» Андрея Кравчука. В реальной жизни в апреле 1917 года Временное правительство отменило эполеты и погоны со звездочками, но в фильме они отчетливо видны.
Красота требует
Порой историческая точность нарушается из-за особенностей фигуры актера. В таких случаях художники берут за основу крой, который прежде всего идеально сидит на исполнителе. А соответствие эпохе создают за счет деталей. Так появились роскошные костюмы Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, подчеркивающие осиную талию и пышный бюст. Ни о каком соответствии времени не могло быть и речи. Кроме того, в одном из кадров отчетливо видны современные туфли на высоком каблуке.
Похожая ситуация — с гардеробом Мэрилин Монро для комедии «В джазе только девушки». Действие разворачивается в 1920-е, когда в моде были прямые платья. Но, увы, они не шли аппетитной Монро, поэтому художник по костюмам Орри-Келли создал приталенные, облегающие и сексуальные.
Подобные примеры есть и в отечественном кино. Как рассказывал режиссер фильма «Место встречи изменить нельзя» Станислав Говорухин, «кто-то заметил, что Евгений Евстигнеев одет не по послевоенной моде, а в современный чешский костюм… На самом деле сначала мы сшили ему однобортный костюм образца 1945 года с большими плечами и широкими брюками. Он примерил его и наотрез отказался сниматься: «Чем плох мой импортный?» Жалко было отказываться от такого изумительного актера, поэтому не стали с ним спорить».
Пошла на осознанный риск и художница по костюмам оскароносной ленты «Москва слезам не верит» (1979) Жанна Мелконян. Но ее ошибка положила начало новому тренду: «Носочки появились случайно. Мы нашли обувь 1958 года, но она была в плохом состоянии — кожа загрубела и покоробилась. Чтобы туфли не натирали ноги актрисам, я предложила надеть им белые носки. Они отлично подошли к силуэтам героинь. В Америке эта деталь произвела потрясающий эффект. В газетах писали: «Русские ввели моду на белые носки!»
Очевидно, что за костюмными ляпами в кино часто стоит не преступная халатность, а вполне продуманное решение. А если в кадр все-таки прокралась ошибка — поменялся галстук или пропала жилетка, что ж, это лишь добавляет картине человечности и шарма, ведь если есть история, затронувшая сердца миллионов, кого волнует цвет носков?
Комментарии