Кадр из фильма «Бруталист»
Объявление номинантов на «Оскара» не раз переносилось из-за полыхающих в Калифорнии пожаров, но сама церемония все же должна состояться в марте. В прошлом году Американская киноакадемия слегка восстановила рейтинги, неуклонно падавшие в течение нескольких лет. Теперь организаторы намерены не только не растерять наверстанное, а вроде как и приумножить. В подобной обстановке лауреаты становятся все более непредсказуемыми, но «КиноРепортер», тем не менее, рискнул предположить, кому достанутся награды в ключевых категориях.
После оваций в Венеции стало ясно, что «Бруталист» Брэйди Корбета – «Оппенгеймер» этого года: монументальная драма о человеке на фоне глобальных катаклизмов. По сюжету, переживший Холокост архитектор эмигрирует в Штаты в надежде на лучшую жизнь, но и там ему несладко приходится. Как и «Настоящая боль» Джесси Айзенберга, «Бруталист» закапывается в кровоточащую тему исторической памяти, но выбирает более неординарный язык и эпический размах. Обнажая в процессе мрачную изнанку пресловутой «американской мечты». «Оппенгеймер» в свое время отхватил 7 «Оскаров», и «Бруталист» тоже наверняка соберет солидный урожай. На его счету уже 177 номинаций на различные премии и 62 победы, включая 3 «Золотых глобуса» и 5 наград на острове Лидо.
Впрочем, сумятицу может внести скандал из-за использования авторами AI, что Голливуд до сих пор почему-то принимает в штыки. Искусственный интеллект применялся для шлифовки произношения артистов, говоривших по-венгерски, и создания эскизов отдельных зданий. Суммарно эти сцены занимают всего несколько минут на 3,5 часа хронометража. Вроде ничего крамольного, но поборники морали мигом возмутились. Посмотрим, повлияет ли их праведное (или нет?) негодование на судьбу хедлайнера.
Еще недавно казалось, что и режиссерская статуэтка достанется Брэйди Корбету, который начинал как актер и снимался у фон Триера с Ханеке, а в 2015-м дебютировал как постановщик с «Детством лидера» и удостоился сравнений с Орсоном Уэллсом. «Бруталист» же принес ему режиссерские призы в Венеции и на «Глобусе». Однако «Анора» Шона Бэйкера, для кого-то, вероятно, неожиданно, стала триумфатором двух важнейших американских Гильдий – продюсеров и режиссеров.
«Мой синдром самозванца стремительно растет», – признался Бэйкер, но факт остается фактом: за 76 лет существования премии Гильдии режиссеров соответствующий «Оскар» ускользал от ее обладателя всего 8 раз. Полагаем, что Шон это правило не нарушит. Однако, в отличие от статуэток прошлого и позапрошлого годов, награды за лучший фильм и режиссуру сейчас должны достаться скорее разным картинам.
Как и «Оппенгеймер», «Бруталист» недалеко бы уехал без главной движущей силы. Тогда «Оскара» с первой попытки забрал Киллиан Мерфи. А теперь Эдриан Броуди, чья карьера частенько выруливает на посредственные проекты, выдал могучий перформанс на уровне «Пианиста», где его герой также столкнулся с ужасами Холокоста. В тот год Эдриан был на высоте, хотя в затылок ему дышали Джек Николсон и Дэниэл Дэй-Льюис.
Сейчас же и расклад попроще. Вряд ли Колман Доминго («Синг-Синг») и Рэйф Файнс («Конклав») смогут пошатнуть позиции Броуди. Зато любопытно, что Себастиан Стэн проскочил в номинанты с неоднозначной ролью Дональда Трампа в «Ученике»: нынешний Голливуд откровенно не жалует 47-го президента. Ну а Тимоти Шаламе, спевший за Боба Дилана в «Никому не известном», стал самым молодым двукратным оскаровским номинантом со времен Джеймса Дина.
Ярчайшие звезды сезона вспыхнули еще в Каннах. Малоизвестная Майки Мэдисон («Анора») растопила сердца пронзительной ролью стриптизерши, чьи надежды на женское счастье развеяла хмурая реальность. А известная, но позабытая Деми Мур воскресила свою лучшую версию в «Субстанции», сыграв практически саму себя – былую знаменитость, чьи славные деньки остались позади. Но в итоге ни с чем осталась Майки, а Деми торжественно взмахнула «Золотым глобусом» – своей первой крупной наградой.
На «Оскаре» обожают подобные камбэки, а еще больше – актерские подвиги. Так что, полагаем, вскоре за первой престижной премией Деми и вторая последует. Хотя нельзя сбрасывать со счетов темную лошадку – «Я все еще здесь» с Фернандой Торрес в роли многодетной матери, которую бразильская диктатура лишила супруга.
«Гладиатор 2» приглянулся не всем, но большинство зрителей в один голос восхищалось Дензелом Вашингтоном в роли коварного манипулятора Макрина. Казалось, третья статуэтка у ветерана в кармане. Однако он внезапно даже номинации не удостоился. Зато в число претендентов влетел Юра Борисов из «Аноры» – первый актер из современной России, замахнувшийся на «Оскара». Правда, шансов немного: убедительнее выглядит кандидатура Кирана Калкина из «Настоящей боли». Образ нервного Бенджи, который вместе с братом отправился в Польшу, на родину покойной бабушки, уже принес ему «Золотой глобус» и премии четырех ведущих ассоциаций кинокритиков (ранее полный букет собирали лишь Джек Николсон и Уиллем Дефо).
Чудные дела творятся в этой категории. Изабелла Росселлини получила номинацию за проходную роль монахини в «Конклаве». Ариана Гранде сыграла раздражающую особу в мюзикле «Злая», чьи 10 номинаций сами по себе сомнительны. Фелисити Джонс в «Бруталисте» смотрелась недурно, но многие члены Киноакадемии на фильме с хронометражем 215 минут сломались и не дотерпели до второй половины, когда она появляется.
На этом фоне резонно сделать ставку на Зои Салдану – украшение сомнительного опять-таки мюзикла «Эмилия Перес» (еще более странные 13 номинаций). В образе дамы-адвоката, которая помогает криминальному боссу изменить личность, Зои раскрепощается и сверкает. Причем без всякого цветного мейкапа, как в «Аватаре» и «Стражах Галактики». Прогрессивная общественность ополчилась на «Эмилию» из-за стереотипного изображения Мексики и стародавних скандальных постов актрисы Карлы Софии Гаскон, поэтому статуэтки за лучший фильм на иностранном языке Жаку Одиару, скорее всего, не видать. Но не думаем, что негативная шумиха отразится на Салдане, поскольку она-то нигде не проштрафилась.
Шона Бэйкера преступно прокатывали со сценарными номинациями за тихие хиты «Проект Флорида» и «Красная ракета». Благодаря «Аноре» о нем наконец заговорили, и если фаворитом в режиссерской категории Бэйкер стал совсем недавно, то сценарная номинация сразу казалась для него реальным шансом на победу.
Шону всегда на славу удавались трагикомедии про маленьких людей с большими проблемами, и колоритная лавстори стриптизерши и сына русского олигарха (Марк Эйдельштейн) – не исключение. Да, конкуренты серьезные. Но «Бруталист» свое и так возьмет, а «Настоящая боль» со сценарных позиций до «Оскара» все же не доросла. «Субстанция» же, считаем, ограничится лучшей женской ролью и гримом. Хотя фильмы о телесных трансформациях и (не)принятии себя – явный тренд сезона, сквозивший в «Эмилии Перес», «Конклаве», «Другом человеке», «Злой» и т.д.
Здесь борьба развернется между «Конклавом» и «Мальчишками из «Никеля». Визионерская драма Эдварда Бергера о выборах папы, основанная на романе Роберта Харриса, по всем фронтам превзошла ожидания, собрав $92,2 млн (немногим меньше третьего «Паддингтона», у того $104 млн), получив 8 оскаровских номинаций и выиграв сценарный «Золотой глобус». У «Мальчишек из «Никеля», экранизации книги Колсона Уайтхеда, завоевавшей Пулитцера, – только 2 номинации. Трагичный рассказ о том, как афроамериканских подростков истязали в исправительном заведении, вызовам сегодняшнего дня вполне отвечает. Но слишком уж мощно напирает «Конклав»: сценарист Питер Строан, вероятно, уже прикидывает, где бы разместить дебютную статуэтку.
Эта категория традиционно прелестнейшая, а сейчас в ней вообще сплошь бриллианты сияют. «Мемуары улитки» – дивный пластилиновый мультфильм о странной дружбе эксцентричной бабули и одинокой коллекционерши, собственно, улиток. «Уоллес и Громит: Самая дикая месть» – веселый камбэк Ника Парка и компании Aardman, где непутевый изобретатель и его верный пес сталкиваются со злейшим врагом. «Головоломка 2» – сиквел оскароносного хита, не такой, может, трогательный и самобытный, зато в прокате почти $1,7 млрд собравший.
Фаворитом выглядит «Дикий робот», необыкновенно красивый рассказ о маме-роботе, которая воспитывает гусенка: очевидные истины (будь собой, рискуй, мечтай, слушай сердце) проговариваются с такой чуткостью и теплотой, что трудно сопротивляться. Трудно будет и одолеть творение Криса Сандерса, однако мы все же поставим на темную лошадку – «Течение» Гинтса Зильбалодиса, маленький немой шедевр о том, как кот, пес, капибара, лемур и птица-секретарь плыли по затопленному миру в поисках новой жизни. «Золотой глобус» ему уже покорился. Авось и за «Оскаром» дело не станет.
В рамках проекта «Театр в кино» состоится премьера спектакля Константина Хабенского и Александра Цыпкина «Жил. Был. Дом.», который в формате…
«Сейчас быстро все сделаем», – заявляет с порога Георгий Перадзе. Сибирский грузин знаменит бешеной энергией, и в прошлом году она…
Любой мир, даже самый фантастический, должен быть понятен зрителю, а потому четко структурирован. На помощь в этом вопросе часто приходят…
В сети наконец-то появился дебютный трейлер «Как приручить дракона», очередной экранизации диснеевских мультфильмов. Правда, смысла в этом проекте для зрителей…
Фильмы и сериалы по произведениям короля ужасов принесли немало денег и славы кинематографистам, что адаптировали первоисточники с чувством, с толком,…
Нашей любимой Бриджит (Рене Зеллвегер) уже за 50. Она живет в доме мечты, растит чудесных сыночка и дочку, но вот…