Борис Аркадьев (Алексей Агранович) в Советском Союзе – лицо не менее известное, чем, скажем, Жванецкий или Карцев. Его юмористические выступления неизменно собирают аншлаги, в каждом уголке необъятной страны у него есть поклонники (и поклонницы), ему благоволят власти. Но вне сцены Аркадьев – человек глубоко несчастный, и творческая несвобода гнетет его все больше с каждым днем. Внутри медленно вскипает протест против цензуры и требований, который явно вот-вот лопнет, словно нарыв, и забрызгает не только юмориста, но и тех, кто рядом.
Михаила Идова в основном знают как сценариста: на его счету «Лондонград», «Лето» и еще несколько сериалов и фильмов – но «Юморист» стал первой ласточкой в качестве режиссера. Работа над другими проектами явно не прошла даром: чувствуется некий опыт, а отдельные моменты сделаны не хуже, чем у старших коллег. Правда, на месте и сериальный опыт: иногда, несмотря на пристальное внимание к деталям, чувствуется какая-то излишняя «телевизионность» картинки.
На деталях хотелось бы остановиться подробнее. Нередко в российском кино есть проблема с правильностью отражения интерьеров: режиссеры то и дело грешат тем, что жилые помещения выглядят как шоурумы. Это на подсознательном уровне вызывает неприятие: иногда даже не осмысливая до конца зритель почему-то не верит в показанный мир – тем приятнее видеть внимание и любовь к достоверности интерьеров. Дом Аркадьевых под завязку забит книгами – Борис периодически говорит о том, что является продолжателем русской литературной традиции. В рабочем кабинете начальника Борисова висят важные афиши, а квартира крупного генерала хоть и более вылизана, но тоже в мелочах оказывается «жилой».
Конечно же, это не самое важное, что есть в фильме, хотя детали сильно оживляют картинку. Куда важнее удушающая атмосфера и смех сквозь слезы: по всему понятно, что Борис не очень-то доволен своим положением. Постоянные правки (например, в какой-то момент он жалуется, что для одного из монологов ему пришлось сменить отчество обезьянки с Ильича на Ивановича), необходимость действовать в жестких рамках и примат власти над здравым смыслом загоняют Бориса все глубже в бутылку, на дне которой он отчаянно пытается найти спасение. Выходит не очень: выдернуть могут и из постели, и из больничного – все, чтобы вновь смешить, веселить и лебезить с одними и теми же фразами и шутками.
Примечательно, что некая театральность и телевизионность – объединим это в слово «искусственность»– играет фильму на руку: картинка удачно рифмуется с мироощущением самого юмориста, которому не очень-то комфортно в существующих условиях. Своего рода парадокс: для комфортной жизни (по мнению многих) есть все: деньги, семья, карьера, но Аркадьеву этого недостаточно – именно из-за искусственности жизни и невозможности самовыражения.
Удивительно, но новичку Идову удалось сделать то, что не всегда удается куда более маститым режиссерам: тонко и точно передать широкий спектр эмоций, пройтись по политической повестке и при этом не удариться в какую-то чернуху. Под занавес есть даже какой-то, пусть и полупрозрачный – намек на то, что все будет хорошо. Пусть и по-старому.
«Юморист» в российском прокате с 1 марта 2019 года.
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…