Борис Аркадьев (Алексей Агранович) в Советском Союзе – лицо не менее известное, чем, скажем, Жванецкий или Карцев. Его юмористические выступления неизменно собирают аншлаги, в каждом уголке необъятной страны у него есть поклонники (и поклонницы), ему благоволят власти. Но вне сцены Аркадьев – человек глубоко несчастный, и творческая несвобода гнетет его все больше с каждым днем. Внутри медленно вскипает протест против цензуры и требований, который явно вот-вот лопнет, словно нарыв, и забрызгает не только юмориста, но и тех, кто рядом.
Михаила Идова в основном знают как сценариста: на его счету «Лондонград», «Лето» и еще несколько сериалов и фильмов – но «Юморист» стал первой ласточкой в качестве режиссера. Работа над другими проектами явно не прошла даром: чувствуется некий опыт, а отдельные моменты сделаны не хуже, чем у старших коллег. Правда, на месте и сериальный опыт: иногда, несмотря на пристальное внимание к деталям, чувствуется какая-то излишняя «телевизионность» картинки.
На деталях хотелось бы остановиться подробнее. Нередко в российском кино есть проблема с правильностью отражения интерьеров: режиссеры то и дело грешат тем, что жилые помещения выглядят как шоурумы. Это на подсознательном уровне вызывает неприятие: иногда даже не осмысливая до конца зритель почему-то не верит в показанный мир – тем приятнее видеть внимание и любовь к достоверности интерьеров. Дом Аркадьевых под завязку забит книгами – Борис периодически говорит о том, что является продолжателем русской литературной традиции. В рабочем кабинете начальника Борисова висят важные афиши, а квартира крупного генерала хоть и более вылизана, но тоже в мелочах оказывается «жилой».
Конечно же, это не самое важное, что есть в фильме, хотя детали сильно оживляют картинку. Куда важнее удушающая атмосфера и смех сквозь слезы: по всему понятно, что Борис не очень-то доволен своим положением. Постоянные правки (например, в какой-то момент он жалуется, что для одного из монологов ему пришлось сменить отчество обезьянки с Ильича на Ивановича), необходимость действовать в жестких рамках и примат власти над здравым смыслом загоняют Бориса все глубже в бутылку, на дне которой он отчаянно пытается найти спасение. Выходит не очень: выдернуть могут и из постели, и из больничного – все, чтобы вновь смешить, веселить и лебезить с одними и теми же фразами и шутками.
Примечательно, что некая театральность и телевизионность – объединим это в слово «искусственность»– играет фильму на руку: картинка удачно рифмуется с мироощущением самого юмориста, которому не очень-то комфортно в существующих условиях. Своего рода парадокс: для комфортной жизни (по мнению многих) есть все: деньги, семья, карьера, но Аркадьеву этого недостаточно – именно из-за искусственности жизни и невозможности самовыражения.
Удивительно, но новичку Идову удалось сделать то, что не всегда удается куда более маститым режиссерам: тонко и точно передать широкий спектр эмоций, пройтись по политической повестке и при этом не удариться в какую-то чернуху. Под занавес есть даже какой-то, пусть и полупрозрачный – намек на то, что все будет хорошо. Пусть и по-старому.
«Юморист» в российском прокате с 1 марта 2019 года.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…