Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Правильно начать: Как делают вступительные заставки для кино и сериалов

Правильно начать: Как делают вступительные заставки для кино и сериалов

16 мая 2024 /
Правильно начать: Как делают вступительные заставки для кино и сериалов

История открывающих титров – от первых опытов позапрошлого века до «Игры престолов» и «Вампиров средней полосы».

Вступительные титры – это тот самый момент в старте фильма, когда ожидания складываются в конкретные образы, а саундтрек их закрепляет. О том, какую роль играют заставки в кино и кто их создает, рассказывает «КиноРепортер».

Магия титров практически безгранична и нередко предопределяет, с какими эмоциями зритель приступит к просмотру. Первые минуты фильма очень важны, и их необходимо прорабатывать так же тщательно, как и сценарий. 

Само слово «титры» пришло к нам из французского (titre — «название», «заголовок», что, в свою очередь, происходит от латинского titulus – «надпись») и вполне подходит к вводной части фильма, где точно есть название, а иногда и какая-то еще важная информация.

В данном случае речь об открывающих титрах, которые имеют еще массу названий – заставка, опенинг, интро, вступление и так далее. Это отдельный, часто самостоятельный элемент, который во многом предопределяет отношение зрителя к основному действию.
На заре кинематографа вводная часть практически отсутствовала. В 1897-м Томас Эдисон придумал добавлять опенинг в обязательном порядке – причем не ради привлечения внимания, а чтобы избежать пиратского копирования.

Полноценное вступление первым использовал Джордж Альберт Смит для своей короткометражки «Санта Клаус» (1898). Это были несколько фраз, которые поясняли, о чем далее пойдет речь. Спустя еще десятилетия в заставках появились имена исполнителей главных ролей.

Ранние российские фильмы тоже обходились названием и комментарием в начале. Однако уже первый российский сериал «Сонька Золотая Ручка» (1914), снятый Владимиром Касьяновым, Юрием Юрьевским и Александром Чаргониным, содержал во вступлении всю необходимую информацию – от названия до исполнителей главных ролей.

Американские кинокомпании стали добавлять свои логотипы – например, живой лев, символ Metro-Goldwyn-Mayer, начал рычать с экрана еще в 1916-м. Когда Голливуд дорос до полнометражного кино и появились профсоюзы, стало обязательным, помимо лого, прописывать имена членов съемочной группы, ведущих актеров, а иногда и автора книги, которая легла в основу сюжета.

Активное развитие дизайн титров получил в середине ХХ века во многом благодаря художнику Солу Бассу. Он начинал с постеров к фильмам Отто Преминджера. Плакат к фильму «Кармен Джонс» (1954) настолько впечатлил режиссера, что тот пригласил Басса создать заставку.

Широкую известность художник получил после создания опенинга к «Человеку с золотой рукой» (1955) о джазмене, который борется с героиновой зависимостью. Дизайнер решил акцентировать внимание на проблеме главного героя и показал на черном фоне руку, вырезанную из белой бумаги.

Такой ход произвел впечатление на зрителей и прославил Басса. Его ролики открывали такие фильмы, как «Любовь после полудня» (1957) Билли Уайлдера, «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959) и «Психо» (1960) Альфреда Хичкока, «Спартак» (1960) и «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика, «Бал пожарных» (1967) Милоша Формана.

Сол Басс показал дизайнерам, что опенинг должен быть стилистически согласован с фильмом, а статичные буквы – это скучно. Свою работу он описывал как попытку «найти простую визуальную фразу, которая передаст суть истории» и определял заставку в кино как объект дизайна. 

В сериалах история развивалась иначе. В какой-то момент на смену традиционному опенингу пришла тизерная заставка, или cold open: в 1960-х создатели телепроектов задействовали ее, чтобы завлечь зрителей с самых первых кадров. Тогда же стали появляться и знаковые кинозаставки.

В 1962 году вышел «Доктор Ноу», первый фильм о Джеймсе Бонде, и уже тогда открывающие титры франшизы сформировали основные черты, впоследствии практически не изменившиеся. Фигура супершпиона в черно-белом цвете: костюм, шляпа, пистолет – звучит выстрел, и кровь заливает экран сверху вниз. А следом появляются яркие графические элементы, танцующие фигуры, намеки на события фильма.

Уже год спустя этот видеоряд закрепил статус визитной карточки бондианы – непременно в сопровождении авторских песен популярных исполнителей, от Нэнси Синатры и Пола МакКартни до Адель и Билли Айлиш.

В целом фильмы о Бонде – отличный пример кино, где вступление практически равноценно завязке и включает заглавную композицию, которая по смыслу связана с происходящим далее. Обязана франшиза ярким узнаваемым интро Морису Байндеру. Именно он придумал задействовать пистолет как художественный образ: фигуру агента мы видим через нарезной ствол, а первыми на черном фоне появляются белые точки – следы от выстрелов.

Кстати, придумал их Байндер буквально на бегу: «Я спешил: до встречи с продюсерами оставалось 20 минут. У меня просто были с собой белые стикеры – их я использовал, чтобы изобразить выстрелы. На экране появлялся Бонд, затем все заливало кровью. Я быстро накидал раскадровку, и мне сказали: «Это выглядит круто!»

Среди более поздних примеров – Кайл Купер, создавший интро к культовому триллеру Дэвида Финчера «Семь» (1995). Его опенинг отделяет завязку от основного действия, но что еще важнее – знакомит зрителя с невидимым маньяком задолго до того, как он появится на экране. Аналогичный прием Купер использовал в работе над пугающим видеорядом к семи сезонам «Американской истории ужасов» (2013–…). Образы в начале напоминают о жутких преступлениях и необъяснимых событиях и воздействуют на уровне ощущений.

При столь очевидной важности титров самые престижные кинопремии мира никогда не вручались за вступление к фильмам. Точнее, одна попытка была: в 1929-м, когда церемония вручения «Оскара» проводилась впервые, в категории «Лучшие титры» наградили Джозефа Фарнема, однако речь шла не о конкретном фильме, а о работе сценариста и монтажера в целом. Телевизионная премия «Эмми», отмечающая мастерство дизайнера титров, появилась только в 1997 году.

Британская киноакадемия вручает награды как за полнометражные работы, так и за телевизионные проекты, поэтому среди номинаций есть премия «За лучшие титры и графический стиль». Лауреатами последних лет стали компании Elastic и Painting Practice («Темные начала», 2019 – 2022), специалисты Ник Беннс и Мики Като («Город страха: Нью-Йорк против мафии», 2020) и Студия Питера Андерсона («Заговор сестер Гарви», 2022).

Вступления особенно важны в сериалах еще и потому, что узнаваемая заставка и заглавный саундтрек сигнализируют зрителю, что он наконец-то дождался новой серии. И речь не о cold open, а именно о заставке, которую фанаты любят так же сильно, как и сам сериал.

Взять, к примеру, «Игру престолов» (2011–2019) – музыку из вступления, созданную Рамином Джавади, в свое время скачивали на рингтон миллионы людей. Кстати, над интро к финальному сезону работала вышеупомянутая студия Elastic, которую в 2024 году наградили сразу двумя «Эмми». Первая – за опенинг к проекту «Одни из нас» (2023–…), вторая – за фичуретку к сериалу «Ради всего человечества» (2019–…).

Среди других лауреатов «Эмми» – Оливер Латта и Тедди Бланкс, авторы тревожного интро в сериале «Разделение» (2022–…). Это тот случай, когда не погруженных в сферу кино специалистов приглашают специально ради одного конкретного проекта. Бланкс в данном случае отвечал за кинетическую типографику, то есть анимацию из букв: его специальность – моушен-дизайн, 3D-анимация – работа Латты.

Он учился в университете Баухаус в Дессау, начал свою карьеру как моушен-дизайнер в немецкой студии Sehsucht и вскоре запустил свой проект Extraweg, благодаря которому и прославился. Сейчас в его портфолио, помимо заставки к «Разделению», есть клипы Gorillaz и Bring Me The Horizon, ролики для Adidas и Valentino и экспериментальная анатомическая 3D-графика, которую часто цитируют в медиа.

В некоторых случаях интро превращается в самостоятельное произведение. Например, заставку первого сезона «Настоящего детектива» (2014), погружающую зрителя в сюжет с первых секунд, разработала студия Antibody под управлением Патрика Клэра и Рауля Маркса в коллаборации с Elastic.

Задачи основателей Antibody несколько отличаются, что позволяет им работать с разными направлениями. Клэр изучал режиссуру в Технологическом университете Квинсленда, затем получил в Австралийской школе кино, телевидения и радио степень магистра искусств по направлению «Кино, телевидение и цифровые медиа» — он занимается живыми съемками. Маркс изучал искусство в Apple Cross Senior High School, а затем получил степень бакалавра искусств в области дизайна в Университете Кертина (Австралия). Он отвечает за создание душевной, резонансной и богатой сюжетами компьютерной графики.

Команда с самого начала четко уяснила видение шоураннера Ника Пиццолатто и уловила его фокус на индустриальном ландшафте Луизианы и надломленных персонажах, которые в нем обитают. Получился самостоятельный мини-фильм, который помогает прочувствовать атмосферу забытого богом города, где каждый одержим собственными демонами.

Всякий раз над вступлением работает целый коллектив разнонаправленных специалистов. Например, введение к «Настоящему детективу» Марксу, который также отвечал за анимацию и композицию (объединение визуальных элементов из разных источников в одно изображение), помогали создавать аниматоры и композеры Патрик Да Куна, Крис Моррис и Джойс Джо, а за производственную часть отвечали продюсеры.

За работу над титрами команду наградили «Эмми», а кадры из заставки разошлась по разным медиа и соцсетям — неудивительно, что интро для второго и третьего сезонов «Настоящего детектива» снова поручили Antibody. Среди других работ студии – заставки к популярным сериалам «Архив 81» (2022), «Страна Лавкрафта» (2020), «Волк как я» (2022) и другим. А над вступлениями к «Миру Дикого Запада» (2016–2022) и «Американским богам» (2017–2021) Antibody работали снова вместе с Elastic.

Зачем же нужны такие коллаборации? Дело в том, что Elastic – компания покрупнее и в подобных случаях продюсирует проект и обеспечивает производство на всех этапах. Antibody же предоставляет творческую команду, которая сращивает образы из сериала с образами в заставке и прорабатывает их стилистическое соответствие. От проекта к проекту роль Elastic в продакшене меняется, хотя компания объединяет полный спектр дизайнерских услуг, в котором художники свободно владеют всеми возможностями – от моушен-графики и анимации до CG.

Специалисты, которые производят заставки, работают в разных направлениях. Например, моушен-дизайнер по большей части работает с цифрами, буквами и логотипами: он «оживляет» текст, инфографику и другие графические элементы. Аниматор же, как режиссер, создает с нуля историю – это и сценарий, и проработка персонажей, и визуал. 3D-специалист может по-разному применять свои навыки: создавать объемные изображения для кино, участвовать в разработке игр или преображать рекламные ролики. Хотя нередко мастера 3D оставляют кучу деталей на доработку композеру – человеку, который доводит объемное изображение до ума. Есть еще концепт-художники – те, кто воплощает идеи в 2D-иллюстрациях, делает наброски персонажей, локаций и других деталей.

Научиться созданию классного опенинга в один заход не удастся: пример Патрика Клэра – отличное тому доказательство. Так, дизайну в общем смысле можно учиться от 2 лет на курсах до 5 лет в университете.

Моушен-дизайн – более узкое направление, его стоит осваивать тем, кто уже определился с планами на жизнь и точно знает: ему важна именно анимированная графика. То есть основы режиссуры и даже психологии в программу, конечно, включены, однако 3D-анимации там не научат – это уже другое направление.

В России есть несколько компаний, которые предлагают обучение разным навыкам, полезным при создании интро. Среди них XYZ Media, Skillbox, Академия дизайна и кода (Moscow Digital Academy), Bang Bang Education и другие. Стоимость курсов по разным направлениям может составить от 150 до 350 тыс. рублей, при этом зарплата начинающего специалиста – например, моушен-дизайнера – от 50 до 90 тыс.

В России сейчас производство фильмов и сериалов развивается семимильными шагами, и вступления тоже стали играть важную роль в этом процессе. Сложно представить, чтобы окрашенный кроваво-красным опенинг «Вампиров средней полосы» (2021–…) мог появиться в 2010-х.

Однако и тут не все так просто: зачастую сериал под ключ создает одна конкретная компания – в данном случае Start, и отдельную команду для создания заставки нанимают далеко не всегда. Тем более если в продакшене задействованы десятки умелых специалистов, которые могут и художественную составляющую сериала проработать, и вступление красивое создать.

С другой стороны, дизайнеров титров как специалистов в России пока недооценивают и не выделяют в отдельную категорию киноработников. Если оглянуться – в те времена, когда, скажем, «Ночной дозор» (2004) покорил зрителей по всему миру и стал первым российским блокбастером, – станет ясно, что интро и тогда играли важную роль.

Однако студии все чаще прибегают к художественным функциям вступления: и «Метод» (2015–…), и «Хороший человек» (2020), и «Водоворот» (2020), и «Содержанки» (2019–2023) – не исключение.

Список можно продолжить типографикой титров сериала «Убить Риту» (2023), музыкой «Пищеблока» (2021–…), безысходностью заставки к «Фишеру» (2023). К ним добавились и стильный заход «Внутри убийцы» (2024), и почти хичкоковское начало «Престижа» (2024). И такие интересные заставки появляются все чаще, а значит, появится и необходимость в отдельных специалистах и целых сработавшихся творческих коллективах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: