Проект мечты Джеймса Кэмерона, экранизация манги, детективный киберпанк и российская комедия.
Киборги давно вошли в нашу грешную жизнь, в том числе посредством кинематографа. Кибернетические организмы – сочетание плоти и крови с хитроумными или не очень машинными компонентами – просочились на экраны со страниц фантастических произведений или прямиком из воображения талантливых продюсеров и режиссеров. Чаще всего полуроботов-полулюдей можно встретить в боевиках – «Робокопе» или, скажем, «Хоббсе и Шоу», где механической ногой обзавелся террорист с лицом Идриса Эльбы.
И это естественно: схватки в таком случае становятся все изобретательнее, а способности у оппонентов недюжинные, что автоматом продлевает столкновение на несколько раундов. Илья Найшуллер на выживаемости главного героя вообще построил полнометражный дебют «Хардкор», куда затащил Сергея Шнурова и BadComedian. Так что киборги действительно ближе, чем кажется. Именно о них мы и поговорим в этом материале.
«Призрак в доспехах» (1995)
Культовое аниме из Японии, впоследствии получившее несколько продолжений и голливудский ремейк со Скарлетт Йоханссон. Для своего времени детище Мамору Осии было революционным настолько, что им вдохновились создатели «Матрицы» Вачовски, позаимствовав как некоторые структурные, так и визуальные элементы (в том числе знаменитое замедление). В общем, понимаете, насколько концептуализм зашкаливал – взять только роботического паука-танка или истинную природу злодея. А еще ведь у «Призрака» была откровенная, «взрослая» рисовка.
В основу картины легла одноименная манга Масамунэ Сиро, повествующая о не слишком счастливом будущем. На дворе 2029 год, кибертехнологии переживают расцвет, а люди добровольно превращают себя в киборгов. Тем самым подвергая опасности – взломать нейросистему теперь так же просто, как и хакнуть компьютерную сеть. Именно за таким преступником гоняется Девятый отдел, где служит Мотоко Кусанаги, от биологического тела которой остался лишь головной и один сегмент спинного мозга. Кстати, коллега Мотоко Бато больше привык полагаться на физическую силу и продолжает совершенствовать свое тело, хотя и обладает парой искусственных глаз с инфракрасными лучами.
«Я киборг, но это нормально» (2006)
Сейчас будет неожиданный сюрприз: перед нами романтическая мелодрама Пак Чхан-ука – автора кровавой «трилогии мести», из которой российскому зрителю лучше всего знаком «Олдбой». На момент выхода «Я киборг, но это нормально» казался для режиссера явным выходом из зоны комфорта: это ироничное, доброе, незаурядное и в чем-то постмодернистское кино, в котором законы робототехники сочетаются с нежной романтикой и философскими материями.
В центре сюжета – Девушка Ен-гун, которая внезапно решила, что она не человек, а киборг, и очень быстро попала в психиатрическую лечебницу. Где ее соседом оказался молодой человек, считающий себя вором чужих душ. А дальше начинается странная история любви, полная красочных галлюциногенных приступов: со стрельбой прямо из пальцев (так что даже формально это фильм о киборге) и говорящими лампочками. В общем, это вам не глубоко реалистичное «Решение уйти». В том числе и с точки зрения плохих финалов.
«Лига справедливости» (2017)
Супергероика Зака Снайдера, в которой одного из героев так и зовут – Киборг, что очень удобно. Правда, в продюсерской версии «Лиги справедливости», вышедшей в прокат в 2017-м, сюжетную линию персонажа так покромсали, что родной отец не признал (а исполнитель роли Рэй Фишер даже обвинил завершавшего проект Джосса Уидона в намеренном стирании чернокожих персонажей из сюжета). Спустя несколько лет и тонны фанатских петиций Зак Снайдер вернул все на круги своя и стало гораздо понятнее. Более того, Киборг оказался одним из ключевых героев и эмоциональным ядром картины, которая едва не превратилась в его собственный сольник. Не будь Бэтмена и Супермена – реально бы превратилась.
Во флэшбеках режиссерской версии раскрывается прошлое Виктора Стоуна, лишившегося блестящей спортивной карьеры после автокатастрофы, в которую он попал вместе с матерью. Безутешный отец спас сына с помощью инопланетной технологии – Материнских Кубов, источника практически безграничной силы, которую теперь надо как-то контролировать. Ах да, еще Сайлас Стоун пожертвовал собой, чтобы не дать злу победить – еще один момент катарсиса в копилку четырехчасового кинополотна и та самая спичка, разжегшая пламя.
«Видоизмененный углерод» (2018-2020)
Киберпанк-нуар по дебютному роману англичанина Ричарда Моргана, лауреата премии имени заслуженного фантаста Филипа К. Дика. Экранизация продержалась два сезона – отчаянно прекрасный первый, в котором Юэль Киннаман сыграл наемника Такеши Ковача, неожиданно проснувшегося через 250 лет после собственной смерти, и второй – с Энтони Маки в качестве замены и неуклонно покатившимися вниз рейтингами. В обоих сезонах фигурируют таинственные убийства, тайны прошлого и влиятельная каста мафов – практически бессмертных людей, достаточно богатых, чтобы переносить собственное сознание в органические тела с помощью особых «стеков».
Лично мы предлагаем ограничиться первыми десятью сериями. В которых – так, для затравки, – есть пытки, секс-преступления, насилие и убийства, а также самый настоящий (ну почти) Эдгар Аллан По. А еще старое доброе high tech, low life: двухметровый Такеши расхаживает по дождливому городу с розовым рюкзачком с единорогом, участвует в подпольных боях не на жизнь, а на смерть, красиво курит, занимается любовью с красивыми женщинами и находит самые неожиданные ответы на свои вопросы. И да, обязательно смотрите в оригинале: Киннамана надо слышать, да и Джеймс Пьюрфой, играющий заказчика расследования, ему не уступает.
«Алита: Боевой ангел» (2019)
Проект-мечта Джеймса Кэмерона, от которого его вечно отвлекали «Титаники» с «Аватарами». Впервые к экранизации популярной японской манги о девушке-киборге продюсер собирался приступить еще в 1995-м, в год, когда вышел «Призрак в доспехах», но в итоге дело растянулось на два десятилетия. Технологии к тому моменту развились до того, что главную героиню воссоздавали методом захвата движения, а вот Кристоф Вальц и Дженнифер Коннелли явили миру собственные лица. В режиссерское кресло, кстати, сел не сам маэстро, а Роберт Родригес – тоже тот еще мастер жанрового кино.
Киберпанк-боевик со всеми обязательными для жанра атрибутами рассказывает историю девочки – механизированного аналога Пиноккио – и ее отца, одновременно талантливого доктора и охотника за головами. Именно на фоне бесчинства злобных боевых киборгов, межпланетных путешествий, игры в моторбол (не спрашивайте), орудующего в городе маньяка-убийцы и анамнеза в виде разрушительной войны между Землей и Марсом, Алита постепенно познает все прелести человеческой жизни. Однако чрезмерное обилие сюжетных нюансов и слишком топорное исполнение обрубили потенциальное будущее «Боевого ангела» – сиквела, несмотря на все заверения создателей, так и не последовало.
«Любовь, смерть и роботы»: «Слепое пятно» (2019)
Короткометражка российского производства, выпущенная в составе первого сезона антологии «Любовь, смерть и роботы». Сам мультипликационный проект Netflix отлично держится до сих пор: новые серии увидели свет всего каких-то полгода назад. Если вернутся к «Слепому пятну», то перед нами восемь минут экшена, пусть и не слишком зубодробительного, ретро-вайб и много нецензурной лексики – как в формате дружеской перепалки, так и в прямых оскорблениях в адрес «гигантского механического дилдо».
Команда из четырех киборгов – Хок, Кали, Суи и Мелкий — пытаются выкрасть микрочип из охраняемого броневика, но каждую секунду что-то идет не так: то космические крысы под колеса бросаются, то бомбы взрываются не там, где надо. Под конец и вовсе начинается мясорубка, так что примесь драмы в «Слепом пятне» тоже явно отслеживается. По сути, все это – краткосрочная охота за макгаффином, но все равно занятная.
«Умная Маша» (2022)
До России прогресс тоже давно дошел, и, если отбросить давние «Приключения Электроника», то можно констатировать следующее: в последние годы у нас снимают фильмы про андроидов с Егором Кридом, а тему киборгов раскрывают с помощью комедийной драмы, в центре которой оказывается инвалид. Однако на этот раз общественно полезный контекст оказывается отодвинут в сторону: в широкий прокат выходит «Умная Маша» – история про красивую блондинку, которая от отчаяния соглашается на вживление чипа, способного добавить ей очков интеллекта. А значит и социальной привлекательности в глазах бывшего возлюбленного и его чересчур снобской семьи.
Насколько анекдотичной получится эта зарисовка, сказать можно уже по трейлеру: умная Маша (ничего общего с советскими комиксами) цитирует великих писателей аки Тимофей Трибунцев в «Барабашке», но ничего хорошего из этого все равно не выходит. Тем временем напористая соперница козни строит, да и родители жениха жаждут вывести обманщицу на чистую воду. А еще в этой картине вполне возможна дилемма «подстроиться под партнера или решить, что это просто не тот партнер». В не слишком, надо полагать, морализаторской манере.
Комментарии