31 октября скончался первый исполнитель роли Джеймса Бонда, которому в августе исполнилось 90 лет. Из них 60 он посвятил кинематографу. Шотландец сыграл почти 100 ролей, 7 раз изобразил агента 007, работал с Альфредом Хичкоком, Михаилом Калатозовым и Майклом Бэем, заработал статус секс-символа, получил «Оскара» за «Неприкасаемых», стал отцом Индиане Джонсу и закончил карьеру провальным супергеройским фильмом. В честь юбилея «КиноРепортер» рассказывает о самых интересных ролях актера, кроме Бонда.
«Марни» продолжает идеи, заложенные Альфредом Хичкоком в «Психо» и «Птицах». И хотя ведущая роль отведена одержимой женщине, которая не справляется с собственными неврозами, влияние на нее оказывает сильный герой Шона Коннери. Хичкок прекрасно использовал бондовское амплуа актера — ненасытного самца, который пугает и шокирует своей маскулинностью. Шон Коннери — вообще чисто хичкоковский артист, и родись он пораньше, безусловно, составил бы конкуренцию Кэри Гранту и Джеймсу Стюарту.
Выдающаяся ранняя работа Сидни Люмета стала отправной точкой для целого ряда «военно-лагерных» фильмов — от «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983) Нагисы Осимы и «Цельнометаллической оболочки» (1987) Стэнли Кубрика до «Хорошей работы» (1999) Клер Дени и «Несломленного» (2014) Анджелины Джоли. Шон Коннери в зените бондовской славы (на экраны уже вышли «Доктор Ноу», «Из России с любовью» и «Голдфингер») не только вызвал к фильму зрительский интерес, но и продемонстрировал, что его актерские амбиции выходят далеко за рамки шпионских лент. Шон сыграл разжалованного британского десантника, которого не устраивают дикие порядки в лагере штрафбата на севере Африки в годы Второй мировой. Герой Коннери становится инициатором бунта против сержанта-садиста, до смерти замучившего одного из заключенных.
В свое время «Красная палатка» стала настоящей сенсацией для советского зрителя. Михаил Калатозов («Летят журавли») поставил масштабный фильм-катастрофу о крушении дирижабля в Арктике. Проект был международный, и режиссеру удалось пригласить сниматься Клаудию Кардинале, Питера Финча, Массимо Джиротти и Шона Коннери. Рядом с ними на экране появляются Никита Михалков, Данатос Банионис, Юрий Визбор и другие советские звезды. «Красная палатка» не акцентирует внимание только на трагедии, а погружается в судьбы ее участников, показывает событие с разных сторон. Коннери здесь досталась роль знаменитого исследователя Амундсена, образу которого актер прибавил голливудского героизма и романтики.
Незаслуженно забытая антиутопия «Зардоз» Джона Бурмена («Избавление» и «Экскалибур») рассказывает о постапокалиптическом будущем, в котором человечество деградировало до диких варваров, беспрекословно поклоняющихся богу Зардозу. Шону Коннери досталась роль «экстерминатора» по имени Зед, входящего в местную элиту, ему можно пользоваться любой женщиной для размножения. Вскоре Зед начинает подозревать, что Зардоза не существует, и религия лишь жестоко манипулирует массами. «Зардоз» — плоть от плоти психоделических 1970-х. Яркий визуал, безумные костюмы (красный наряд героя Коннери трудно забыть) вместе с популярными в те годы символикой и философией сделали фильм культовым.
Одна из диких приключенческих картин, которыми Шон Коннери — то ли по причине личной актерской неразборчивости, то ли от тоски по Бонду — заполонил свою фильмографию в 1970-е. Похоже, ни его, ни режиссера Джона Милиуса нисколько не смущало, что шотландец в роли главаря мятежных берберов Райсули — решение, мягко говоря, неоднозначное (сначала роль предложили Омару Шарифу, но отказался даже он). Однако в истории с похищением молодой американской вдовы Иден Пердикарис (Кэндис Берген) и двух ее детишек берберами Шон Коннери смотрится на удивление органично. Милиус при этом старательно маскирует политическую сатиру (досталось Тедди Рузвельту и его политике «большой дубинки») под приключенческую мелодраму с экзотикой, и ему это отлично удается. Фильм запоминается прежде всего отношениями похитителя и жертвы (стокгольмский синдром во всей красе) — герой Коннери начинает знакомство с американкой с крепкой затрещины. Сегодня стриминговые сервисы предваряют такие фильмы комментариями историков и психологов.
Экранизация одноименного рассказа Редьярда Киплинга, поставленная Джоном Хьюстоном, затмевает всю приключенческую чушь, в которой успел сняться Шон Коннери за свою карьеру. Эта горькая колониальная сказка, в которой два авантюриста-англичанина решают добраться до Кафиристана — таинственной страны, покоренной Александром Македонским (сегодня территория в Афганистане и Пакистане), и сделаться местными божками, стала для Коннери настоящим испытанием на прочность. Съемки изрядно выматывали, вдобавок актер решил самостоятельно выполнить трюк с падением в пропасть — Шону пришлось лететь вниз с высоты пятиэтажного дома и приземлиться на веревочную сетку. Ни в один образ Шон Коннери не вкладывал столько физических и душевных сил, и, по собственному признанию, роль авантюриста Дэниела Дрэвота — самая любимая за всю карьеру актера. Любопытно, что Хьюстон пытался запуститься с «Человеком…» еще с начала 1950-х — не один раз и с разными актерскими дуэтами. Сначала он хотел снимать Кларка Гейбла и Хамфри Богарта, потом Берта Ланкастера и Кирка Дугласа, затем Ричарда Бертона с Питером О’Тулом и Роберта Редфорда с Полом Ньюманом.
Может показаться, что картина Майкла Крайтона, которую он поставил по собственному псевдоисторическому роману, предназначена лишь для того, чтобы продемонстрировать, как круто выглядит Шон Коннери, когда он, как писал поэт, «как dandy лондонский одет». Костюм образца 1850-х Шону действительно к лицу, однако у фильма Крайтона об ограблении поезда, везущего очередную партию золота для отправки на Крымскую войну, есть и другие достоинства. Это детально продуманная криминальная история, которая на долгие годы стала образцом для последователей — например, Содерберг снимал своих «Оушенов» определенно с оглядкой на сценарную архитектуру «Большого ограбления поезда». Да и ничего более убедительного в жанре авантюрно-исторического триллера в 1970-е, пожалуй, не выходило.
Фэнтезийная сага о бессмертных войнах сегодня, может, и не кажется чем-то примечательным, но в свое время стала настоящим событием. Прежде всего потому, что вышла в самый разгар эпохи MTV, и саундтрек группы Queen вкупе с эпичным видеоклипом сделали свое дело. Шон Коннери в «Горце» воплотил образ, к которому будет возвращаться еще не раз. Древний и могущественный воин Рамирес — мудрый наставник всех бессмертных. Седая борода актера и шотландская харизма прекрасно сочетаются с этим амплуа.
Майкл Кейн, Альберт Финни, Ричард Харрис, Иэн МакКеллен, Джек Николсон, Пол Ньюман, Роберт Де Ниро, Марлон Брандо, Макс фон Сюдов, Дональд Сазерленд и даже Ив Монтан — всем этим звездам режиссер Жан-Жак Анно предлагал сыграть францисканца и детектива поневоле Вильяма (Вильгельма) Баскервильского в экранизации постмодернистского романа Умберто Эко. Похоже, Анно видел в этой роли кого угодно — только не Шона Коннери, который четко ассоциировался у него с Джеймсом Бондом. Однако сам Шон сделал все, чтобы заполучить эту роль: за годы подготовки к съемкам агент Коннери связывался с режиссером множество раз. В итоге Шон Коннери все-таки сыграл францисканца и теперь без него трудно представить себе эту картину о расследовании серии убийств в монастыре на севере Италии в 1327 году. «Имя розы» фактически спасло от гибели карьеру актера, которая через пару лет вышла на пик и увенчалась «Оскаром» за роль в «Неприкасаемых».
Знаменитый гангстерский фильм Брайана Де Пальмы запомнился множеством культовых сцен: бреющийся Аль Капоне, сыгранный Робертом Де Ниро, финальная перестрелка на вокзальной лестнице, отсылающая к Сергею Эйзенштейну и другие. Коннери здесь вроде бы предстает в привычном образе морального авторитета, но Де Пальма придал его роли в «Неприкасаемых» множество интересных оттенков. Старый полицейский руководствуется традициями, в его глазах поимка преступников — своеобразная игра в «кошки-мышки». Однако в 1920-е гангстеры резко забывают о нравственности и благородстве, теперь главное — это власть. И в этом смысле полицейский Джим Мэлоун в исполнении Коннери — фигура трагическая, и его подлое убийство толкает героя Кевина Костнера на крайние меры.
Третья часть приключенческой саги об отчаянном археологе Индиане Джонсе во всех отношениях украшена участием в ней Шона Коннери. Артист предстал здесь в образе отца Инди, профессора Генри Джонса. Режиссер Стивен Спилберг в «Последнем крестовом походе» делает акцент на конфликте поколений. Для обоих Джонсов поиски Священного Грааля становятся лишь поводом, средством к достижению понимания. Между Харрисоном Фордом и Коннери возникла мощная актерская химия, а их диалоги — пожалуй, лучшие во всей франшизе.
Перестройка открыла советские границы для Голливуда, и шпионская триллер-мелодрама «Русский отдел» стал первым большим американским фильмом, снятым в СССР. И пожалуй, самым претенциозным, в отличие, например, от «Красной жары» Уолтера Хилла — концентрированного веселья вместе с развесистой клюквой. Совсем уж без клюквы и в «Русском отделе» не обошлось, но в целом от картины веет литературщиной (экранизация романа Джона Ле Карре как-никак) в самом хорошем смысле слова. Шон Коннери представляется практически идеальным выбором на роль тихо спивающегося британского издателя, который ввязался в опасную шпионскую интригу, а заодно втрескался в русскую красавицу (Мишель Пфайффер) — как доказательство, что по-настоящему интересная жизнь после 60 только начинается.
Образцовый триллер о подводниках, который, конечно, неприлично состарился, говоря об изображении советских нравов и быта. Впрочем, среди прочих экранизаций творчества Тома Клэнси фильм Джона МакТирнана стоит чуть ли не особняком. И дело в том, что «Охота» глубоко вовлекает зрителя в пространство подлодки, находящейся на грани гибели. Саспенс и напряжение держатся на протяжении всего фильма, и не в последнюю очередь благодаря сильному составу актеров во главе с Коннери в образе сурового капитана советской субмарины. Интересно, что в образе Джеймса Бонда артист не раз одерживал победу над советскими шпионами, а в «Охоте», наоборот, воплотил на экране «врага» с честью и достоинством.
Изначально роль единственного узника Алькатраса, кому удалось сбежать из легендарной тюрьмы, предлагали Арнольду Шварценеггеру, однако на тот момент сценарий представлял собой всего 80 страниц, испещренных правками, и не выглядел готовой историей, так что Арни отказался — и впоследствии об этом пожалел. Зато Шону Коннери жалеть не о чем — продюсеры Джерри Брукхаймер и Дон Симпсон были готовы выполнить любой каприз 65-летней звезды. Например, специально для Коннери на Алькатрасе построили уютный домик — Шону было лень каждый день мотаться на съемки на остров и обратно. «Скала», вообще, из тех проектов, о которых их создатели вспоминают с теплотой: Майкл Бэй считает ее своим лучшим фильмом, для Николаса Кейджа лента стала первой большой удачей в жанровом кино, да и сценарий в итоге довели до ума с помощью Квентина Тарантино и Аарона Соркина.
Экранизация графического романа-кроссовера великого Алана Мура («Хранители») стала главным guilty pleasure нулевых и по совместительству последней на сегодняшний день ролью Шона Коннери в большом кино. В альтернативной викторианской вселенной 72-летний Шон изобразил Алана Квотермейна из романов Райдера Хаггарда — легендарного искателя приключений и охотника, удалившегося от мира, но вновь вынужденного взяться за ружье. На фоне творящейся вокруг него дичи Коннери выглядит уставшим, а порой и безучастным, но это удивительным образом придает фильму особый шарм, а главное — долю самоиронии. И если кто и спасает картину Стивена Норрингтона («Блэйд») от полного краха, так это актер-ветеран, играющий мощного старика, которому не место в безумном мире, где банки грабят, тараня их стены танками. Кстати, Норрингтон вышел из этой истории с наибольшими потерями: жесткий контроль студии и дискомфортная работа с огромной съемочной группой и непосредственно с Коннери привели к тому, что Стивен решил завязать с режиссурой.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…