Размышления выдающегося актера, режиссера и педагога в ярких цитатах.
Олег Павлович Табаков создал в кино и театре целую галерею запоминающихся и любимых зрителями образов. Любой ребенок знал, что его голосом разговаривает кот Матроскин из Простоквашино. Он руководил сразу двумя театрами – МХТ имени А.П. Чехова и собственным театром-студией – и подарил российской культуре целое поколение талантливых артистов. К 90-летию со дня рождения выдающегося актера, режиссера и педагога «КиноРепортер» публикует его размышления.
- Не люблю психопатию, потому что это слабость… профессиональная слабость! Ею легко прикрыть профессиональную несостоятельность. Вы дайте мне нерв, накал, драму, эмоцию, а не психопатические извращения.
- Настоящим артистом является тот, кто может играть продолжительное существование человеческого духа. Состояние, продленное во времени так, что если герой ушел со сцены в первом акте, а вернулся только во втором, то зритель поймет, какая перемена произошла с героем за это время.
- Реализм – это по большей части черно-белое, а я предпочитал пользоваться только красками. Чем ярче, тем лучше, чтобы окраска персонажа возникала только в конце, когда все эти краски смешаются. Иногда получалось.

- Я отвечаю за каждого своего ученика – за то, что он заработает своим ремеслом на кусок хлеба и с маслом.
- Ничего взамен моей любви к ученикам мне не надо. Любовь – это созвучие.
- Человек вообще от Рождества Христова меняется мало. Но время от времени ему об этом надо напоминать.
- Смысл жизни в том, чтобы жизнь на тебе не заканчивалась.
- Сострадание есть подтверждение, что ты жив и можешь надеяться, что ты еще что-то откроешь в себе и других.
- Горе – это состояние души для индивидуального потребления.
- Надо, чтобы ты на самом деле хотел видеть вокруг себя людей не менее одаренных, чем ты, и вот тут спотыкаются многие.

- Театр – удивительно жестокое место работы. Это зона повышенного социального риска.
- В театре должен быть режим авторитарный. Абсолютизм, но просвещенный. Демократия и театр – две вещи несовместные.
- Мерило таланта – «атом солнца» и «глубина колодца» живой души плюс долговременная вера в предлагаемые обстоятельства.
- Талант, дарование – свойство мучительное. Оно всегда побуждает к действию, к проявлению себя.
- Актер должен быть готов играть все.
- Мне всегда интересны чрезвычайные обстоятельства. Суперчрезвычайные.
- Я не фаталист и не романтик – я очень практичный Олег Палыч Матроскин.
- Чем больше твой успех, тем меньше рядом тех, кто этому рад.
- Успех – вещь необходимая, но недостаточная для доказательства таланта.
- Я верю, отгородившись от мира, ибо предполагаю, что это такое же таинство, как и любовь.
- Меня вообще привлекали актеры острой характерности. Герои меня не интересовали вовсе. Завораживало умение.
- Все это чушь собачья, когда говорят: переживи, мол, сам, а потом покажи ученику. Невозможно пережить все. И невозможно знать все. Но у актера есть верный компас – интуиция.
- После долгих размышлений я пришел к стойкому убеждению: актера надо воспитывать с раннего детства.
- Путешествия, которые обусловлены спецификой работы киноартиста, являются чрезвычайно важным каналом сбора информации о мире, людях, стране, обществе, в котором ты живешь.

- Для меня серьезный успех невозможен без риска. Если вспомнить понятие «езда в незнаемое», то риск – реальная составная подобного подхода к делу в творчестве. Награда за это бывает огромной.
- Много ерунды происходит от желания людей понравиться. Синдром Хлестакова: хотите видеть меня таким? Пожалуйста! Этаким? Рад стараться!
- До тех пор, пока у зрителей сегодняшней России будет потребность, согласно рецепту, выписанному Александром Сергеевичем Пушкиным, – «над вымыслом слезами обольюсь». Вот до той поры будет жив театр.
Комментарии