Фото: Илья Вартанян
Олег Савостюк запоминается сразу, будь то главная роль в «Капитанской дочке» Губернского театра, резонансный сериал «Дайте шоу» или парень Алисы, угодившей в Страну чудес. «КиноРепортер» же отметил Олега сразу – еще в его дебютном «Снегире» Бориса Хлебникова, а теперь ждем премьеру фантастического «Тайного города», который только готовится к выходу. На нашей съемке 23-летний артист примерил образ рок-музыканта, воплотив в жизнь детское желание, но в интервью скорее напомнил Маленького принца Экзюпери, обладающего не только мечтой, но и волей, необходимой для ее достижения.
Ты в школе серьезно занимался музыкой. И почему ты отказался от мечты стать рок-звездой?
— Мы с другом устраивали дома какие-то самопальные студии, пытались писать музыку. И да, я почему-то был уверен в том, что буду рок-звездой, и искренне считал, что нужно поддерживать такой немного маргинальный стиль жизни. В школе вел себя, скажем так, не по канонам, и уже после 8-го класса мне сказали, что в 10-й меня не возьмут. Дали на размышления учебный год, за который я ровно ничего не решил. Более того, возникли проблемы с ПДН (подразделение полиции по делам несовершеннолетних, – КР). И вот там нам с мамой посоветовали киноколледж. Сказали: «Ты активный, попробуй обезьянничать в профессии». Хотя первую роль сыграл еще в 4 года – поздравлял маму с днем рождения в образе Элтона Джона.
Но учился же ты сам!
— Мама меня отвела туда, и как-то меня взяли, потому что сам я по большому счету вообще ничего не хотел делать, только гулять и пить пиво. Но в итоге проучился 5 лет – брал академический отпуск на полгода и после него вернулся на предыдущий курс. Как раз тогда случился «Снегирь», и меня затянуло.
Обычно студентов даже в вузах не отпускают на съемки, как ты уговорил преподавателей?
— А я как раз был в академе, и рассказывать про это никому не надо было. Но даже если бы я учился в тот момент, меня бы точно отпустили, потому что это Хлебников. Кем нужно быть, чтобы не отпустить к нему на съемки?
А в ГИТИСе, который ты оканчиваешь в следующем году, как относятся к твоей востребованности и в кино, и в театре?
— У меня мастера (Олег учится на курсе Алексея Блохина, – КР) очень демократичные в этом смысле, они меня поддерживают и очень тепло относятся. На самом деле нет вещей, которые невозможно развести. Это я знаю по Сергею Витальевичу Безрукову, который может посетить два города за день и вернуться домой. Если в тебе есть ресурс и ты умеешь его распределять, отсекая все лишнее, всегда будешь в тонусе. Я к этому стремлюсь, стараюсь физически появляться везде, где нужно.
Сергей Безруков как раз хвалил тебя за «Капитанскую дочку», где ты играешь Петра Гринева. И заслуженно – спектакль фантастически сложный и с эмоциональной точки зрения, и с физической.
— Сергею Витальевичу большое спасибо. То, как он выпускает спектакль, – это отдельное кино. Он на репетициях сыграл всех героев! Причем переключение молниеносное, я иногда просто не успевал понимать, с кем разговариваю сейчас – с Савельичем, Акулиной или самим Сергеем Витальевичем. А спектакль действительно сложный. Есть множество вещей, которые нужно сделать секунда в секунду. Но там подключается мышечная память, тело запоминает действия и уже автономно работает. Самое сложное – держать внимание все три часа, потому что Гринев со сцены не уходит ни разу. Постоянно нужно быть в режиме включенности, внутреннем треморе, который с появлением Маши еще увеличивается в два раза.
И когда ты наконец лицо руками закрываешь, зал выдыхает вместе с тобой.
— Это очень важный момент, который мы обсуждали с Сергеем Витальевичем еще до репетиций. Он хотел сделать такое кино на сцене, и в нем есть приемы, которые заставляют включаться зрителя. Мы все оказываемся на следственном эксперименте, а я рассказываю свою правду еще и зрителю, чтобы он в нее поверил. Однажды, когда я обращался к Пугачеву с призывом отказаться от насилия и прибегнуть к милосердию государыни, повисла пауза, и я услышал, как кто-то в зале прошептал: «Ни хрена себе!». Такие вещи очень ценны, ты понимаешь, что человек включился.
Театр или кино?
— Не могу ответить глобально на этот вопрос, потому что я еще не очень понимаю, какой именно театр мой. Хотел бы я служить в труппе или быть приглашенным артистом? Но театр обязательно должен быть, потому что это основа основ. И в театре, вопреки распространенному мнению, тоже есть дубли! Сейчас мы выпустили «Мещан» (в учебном театре ГИТИСа, – КР), которых начали репетировать два года назад, и у нас было два года дублей! А на съемках их не так и много – все, что ты успел понять и наработать, надо сделать с трех-четырех попыток. Поэтому кино – это тоже тренинг, хотя все воспринимают этот процесс как актерский расслабон, где можно что-то сыграть на своей органике. Нельзя! Хотя, может быть, мне просто повезло с проектами, где такой подход не работал.
Ты не любишь читать отзывы на свои проекты, а как относишься к моментам, когда твои профессиональные ожидания и реальность не совпадают? Например, у «Алисы в Стране чудес» миллиардные сборы, но низкая зрительская оценка.
— То, что происходит с «Алисой», мне непонятно. Кто-то говорит про ботов и заказняк. Может быть, у людей свои игры – кому-то надо занижать рейтинг, кому-то завышать. Но обидно, что к этому подключаются и те, кто делает выводы, скажем, по постеру. Сам был свидетелем подобного отношения. Зрителя вообще легко увести в категоричность. Но я безумно рад, что снялся в этом фильме. Мне он понравился, всем моим близким он понравился, мне больше ничего не надо.
И в ожидании премьеры не переживаешь?
— Я перестал делать ставки. Во-первых, потому что ничего не смыслю в стратегии, не подбираю проекты, чтобы достичь каких-то определенных целей. Если мне нравится история, если мне есть что сказать и сделать в ней, я с удовольствием поучаствую, а потом с интересом посмотрю, что из этого вышло. А во-вторых, потому что чаще всего работает то, на что не ставишь. У меня так было с «Уроком», который выстрелил намного сильнее, чем «Дайте шоу», где я главную роль сыграл. Там тоже многие не поняли, в чем дело, а недообъясненные вещи заставляют людей либо игнорировать проект, либо ненавидеть его. Хотя мне нравится этот андеграунд-статус у «Дайте шоу».
Пробуешь сам дообъяснять своих персонажей?
— Бывает, что персонаж интересен и его вроде бы можно докрутить, однако, если продолжить это делать, он станет больше, чем история. А если историю некуда развивать, то весь процесс становится бессмысленным. И так хватает таких сериалов одного артиста. Человек все делает прекрасно, а история за ним не успевает, из-за чего и на него тоже становится неинтересно смотреть.
Складывается впечатление, что ты выбираешь героев в сложных обстоятельствах.
— Всегда хорошо, когда есть поиск, постоянное замешательство. Да и определенные периоды жизни накладываются на роли. Может, и антагонисты когда-то будут. Сейчас это скорее подсознательное желание браться за персонажей, которые рано или поздно окажутся в ситуации, где черное и белое перемешается, а человек перестанет узнавать себя. За людьми, которые только и делают, что гонят свою правду, неинтересно наблюдать. Если только это не идеально структурированное кино, как у Алексея Балабанова. В «Брате» глобально ничего не происходит, но все так выстроено, что не можешь оторваться. Мое любимое кино.
… Полностью читайте интервью с Олегом Савостюком в новом номере журнала «КиноРепортер».
С 7 по 10 ноября в Москве прошел XIII Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». Мероприятие,…
9 декабря в киноконцертном комплексе «Синема Парк Мосфильм» откроется Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес». В течение трех дней площадка…
В этом году франшиза «Хищник» обзавелась сразу двумя фильмами: анимационным сборником про воинов из различных эпох и крутым боевиком с…
В рамках питчинга Фонда кино представили любопытный проект – шпионский триллер «Альтернатива», действие которого развернется в недалеком будущем. Безопасность стран…
«Старый год гасит свет, чтобы мы увидели себя яснее» – вспомнилась эта народная поговорка, когда погасший свет в наших кинотеатрах…
В Лос-Анджелесе прошла торжественная церемония открытия звезды Сары Полсон на голливудской «Аллее славы». 50-летняя артистка разделила долгожданный момент с родственниками,…