Самый знаменитый корейский триллер всех времен вернулся в российский прокат.
Легендарный «Олдбой» вновь на экранах! Именно с ним у большинства зрителей ассоциируется корейское кино в целом и творчество Пак Чхан-ука в частности. Вне зависимости от того, смотрели ли вы этот фильм, стоит задаться вопросом: многое ли вам известно о том, что осталось за кадром? Почему незабываемый эпизод с осьминогом на самом деле был еще более примечательным, зачем съемки переместились из Южной Кореи в Новую Зеландию, какое впечатление лента произвела на Квентина Тарантино и что собой представляет ее индийский ремейк? Об этом и многом другом – в нашем материале.
Осьминог был живой, а муравьи – нет
В «Олдбое» хватает сцен, что намертво врезаются в память. Строго говоря, только из подобных сцен он и состоит. Мерзейшая из них, после которой вы еще долго не сможете спокойно смотреть на морепродукты, – та, где освобожденный из заключения О Дэ-су приходит в ресторан и желает откушать «что-нибудь живьем». Вскоре на тарелке появляется склизкий осьминог, которого мужчина тут же принимается жадно пожирать с противным чавкающим звуком, не обращая внимания на щупальца, чуть ли не в ноздри к нему лезущие.
Вообще в Корее употребляют осьминогов в пищу. Обычно, правда, разрезая их на кусочки (что и предлагает сделать официантка Ми-до). О Дэ-су же заглатывает моллюска целиком – причем совершенно живого, без всякой компьютерной графики. Проворачивать сей трюк артисту Чхве Мин-сику пришлось аж на четырех дублях, а ведь он был вегетарианцем и буддистом! Поэтому актер заблаговременно произносил особую молитву, извиняясь перед очередным осьминогом за незавидную участь, которая его ждет. Ладно хоть муравьев из галлюцинаций О Дэ-су изобразили посредством CGI. Зато в Каннах, получая за «Олдбоя» Гран-при, Пак Чхан-ук поблагодарил осьминогов наравне с прочими членами съемочной группы.
Очень усталый Чхве Мин-сик
Ради «Олдбоя» Чхве Мин-сик не только поступился гастрономическими принципами, но и здорово похудел и набрал форму: он намеревался лично исполнять все трюки. После шести недель изнурительных тренировок актер потерял 9 кг, а в кадре ему приходилось постоянно куда-то бежать или с кем-то сражаться. Неудивительно, что порой он физически не мог справиться с сильным утомлением.
И во время съемок эпизодов в пентхаусе Ли У-чжина, где артисту требовалось просто немного полежать на полу, он внезапно уснул. Отдадим Пак Чхан-уку должное: тот не стал сразу будить подуставшего Чхве Мин-сика, а дождался, пока коллеги настроят оборудование и подготовят площадку. Лишь после этого сон звезды «Олдбоя» бережно прервали, попросив вернуться к работе.
Больше импровизации!
В таком диком и необузданном триллере, как «Олдбой», трудно обойтись без импровизации. События развиваются столь стихийно, что и сами актеры, подхваченные этой волной, существуют за пределами очерченных сценарием рамок. В начале ленты поддатый О Дэ-су (еще до пятнадцатилетней изоляции) попадает в полицейский участок, где изводит стражей правопорядка дурацкими выходками, пока его не вызволяет приятель. Большинство этих выходок, включая танцульки с ангельскими крылышками, сымпровизировал Чхве Мин-сик (пытаясь в том числе изобразить «лунную походку»).
Оказавшись дома у Ми-до в бессознательном состоянии, О Дэ-су просыпается и, увидев у нее свои тюремные дневники, вырывает их и возвращается в койку. Как следует приложившись головой об угол стола – чего в сценарии тоже не было. Этот момент производит комический эффект, что и привлекло Пак Чхан-ука: черный юмор «Олдбоя» веселит даже в адской бездне. Не обошлось без импровизации и в кульминации в пентхаусе, где О Дэ-су узнает страшную тайну о своей связи с Ми-до.
Любопытно, что через 10 лет отчасти импровизационный подход к съемкам позаимствовал автор американского ремейка «Олдбоя» Спайк Ли: интерьеры комнаты с запертым героем Джоша Бролина он снимал длинными кадрами, предоставляя актеру самому решить, как персонаж повел бы себя в такой ситуации.
Неожиданный финал
Открытая концовка «Олдбоя» – главное свидетельство его гениальности. Пак Чхан-ук бросает О Дэ-су в объятиях Ми-до под невинным, почти рождественским снегопадом. Однако улыбка на его лице перерастает в гримасу боли, поскольку пережитый кошмар, по всей видимости, навеки останется с ним. Жуткий, великолепный эпизод. Причем тут есть интересный нюанс. Заключается он в том, что ради съемок этой сцены, продолжающейся буквально пару минут, режиссеру пришлось… сгонять в другую страну!
Он хотел подчеркнуть, что между трагедией в пентхаусе и эпилогом прошло достаточно времени. И решил обозначить это с помощью смены сезонов. Но Южная Корея пышными сугробами похвастаться не могла. Мало того – снега там тогда не было вовсе. Вот съемочная группа и переместилась в Новую Зеландию, где нашлась идеально подходящая локация. Кстати, подобную «зимнюю» роль страна играла и раньше: гора Кука в новозеландских Южных Альпах стала Карадрасом, который отряд Хранителей преодолевал в «Братстве кольца».
«Олдбой» и литература
Очевидный, но забытый многими факт: «Олдбой» основан на одноименной манге Гарона Цутуи и Нобуаки Минэгиси, которая публиковалась в журнале Manga Action с 1996-го по 1998 год. Герой этого угрюмого нуара по загадочным причинам попал в одиночку и оттрубил там десять лет, поглощая одну и ту же еду и часами зависая перед телевизором. Пак Чхан-ук познакомился с оригиналом по наводке другого известного постановщика Пон Джун-хо и изрядно перелопатил его для экранной версии, которая имеет с мангой весьма отдаленное сходство. И напоминает скорее «Графа Монте-Кристо» на корейский лад.
На этом переклички «Олдбоя» с литературой не заканчиваются. Так, повторяющаяся фраза «смейся – и весь мир засмеется вместе с тобой, плачь – и будешь плакать в одиночестве» перекочевала из стихотворения американской поэтессы Эллы Уилкокс с говорящим названием «Одиночество». А во флешбэке, где О Дэ-су перемещается в прошлое и наблюдает за школьницей Ли Су-а (с нее-то и начались все бедствия), девушка сидит на скамейке и читает книжку Сильвии Плат. Та прославилась пронзительным романом «Под стеклянным колпаком», опубликованным в Великобритании в 1963 году. Через несколько месяцев Плат покончила с собой – аналогичный печальный конец поджидал и Ли Су-а.
Месть по-индийски
Если «Олдбой» Спайка Ли является полноценным ремейком «Олдбоя» Пак Чхан-ука, то «Узник прошлого» (2006) Санджая Гупты оказался своеобразным «абибасом» – нелицензионным закосом под культовый оригинал. Сюжет – почти стопроцентная с него калька, только хуже. Тот же похищенный мужик, та же частная кутузка, тот же массовый махач с молотком, пытки с выдиранием зубов и тому подобное. Критики писали, что столь мрачной истории индийский кинематограф еще не видывал. И оно, возможно, действительно так, но факт остается фактом: самобытности тут – ни на грош.
Авторы «Олдбоя» прознали о происках индийских коллег и пригрозили им судом. До которого, правда, дело не дошло. Иными словами, конфликт разрешился так же безобидно, как закончился и сам «Узник прошлого», избавившийся от убийственных твистов первоисточника и оказавшийся по сравнению с ним максимально стерильным. Хотя существует солидный пласт кинозрителей, которые обожают индийские рипоффы (неофициальные подражания) голливудских хитов – будь то «Крестный отец», «Лицо со шрамом» или «Молчание ягнят». Вот их-то хлебом не корми, дай полюбоваться индийскими красавцами и красавицами, разыгрывающими знакомый сюжет в экзотических декорациях.
Тарантино тоже плачет
«Олдбой» участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2004 года и соревновался с лентами (пусть и не самыми выдающимися) других мастеров. Среди них, например, – «2046» Вонга Кар-Вая, «Игры джентльменов» братьев Коэн, «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы. В результате жюри во главе с Квентином Тарантино, куда также входили Тильда Суинтон, Эммануэль Беар и Бенуа Пульворд, присудило «Золотую пальмовую ветвь» не самому очевидному претенденту. Политическому памфлету Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», где американский документалист прозрачно намекал на причастность Джорджа Буша к терактам 11 сентября.
Причем для триумфа «Олдбою» не хватило… одного голоса! Хотя Тарантино, ярый фанат азиатского кино, назвал фильм абсолютным шедевром и посетил несколько его показов подряд. Суинтон же в шутку предупредила Пак Чхан-ука, чтобы он соблюдал осторожность: Квентин, дескать, наверняка вздумает своровать у него что-нибудь эдакое. Во время флешбэк-эпизода на мосту последний даже расплакался, но его восторженная реакция не помогла картине победить.
С тех пор Пак Чхан-ук еще трижды замахивался на заветную «Ветвь», но всякий раз главный приз от него ускользал. Впрочем, разве существует более высокая и желанная награда, чем преданная любовь Квентина Тарантино?
Комментарии