Премьерный спектакль МХТ им. Чехова «Офелия боится воды» о жизни одной обычной семьи, в существование которой непредвиденно вторгается самая знаменитая пьеса Шекспира «Гамлет».
Спектакль «Офелия боится воды» — рассказ о жизни одной обычной семьи, где все, кажется, есть, кроме главного — нет любви, а значит, нет и счастья. И занял бы он свое место в ряду себе подобных, каких на театральных подмостках в наше время множество, если бы не первоисточник — пьеса «Офелия боится воды» талантливого драматурга Юлии Тупикиной. Да еще блестящая работа Натальи Теняковой, которая, как стало известно, была инициатором постановки этой пьесы на мхатовской сцене.
«Бессонница, Гомер, тугие паруса…». Эти строки из стихотворения Мандельштама всплыли в памяти под шум морского прибоя, с которого начинается спектакль. На сцене минимум декораций: обшарпанные кабинки для переодевания, пара стульев типа шезлонгов, раскрытые зонтики на краю сцены. Все указывает на то, что действие будет происходить на берегу моря. На самом деле все оказалось не так. Режиссеру Марии Брусникиной вместе с художником Наной Абдрашитовой этим сценическим решением удалось совместить казалось бы несовместимое. На одной сцене, практически без смены декораций, одновременно существуют сразу три мира, точнее, три измерения: жизнь обычной семьи, наших современников, шекспировский «Гамлет» и мир мечты, олицетворением которого как раз и является море.
О чем этот спектакль — в двух словах и не скажешь. Многослойна сама пьеса известного и востребованного театром драматурга Юлии Тупикиной, чьи произведения переведены на несколько языков, их ставят как российские, так и зарубежные театры. Юлия Тупикина была одним из соавторов сценария фильма «Довлатов» Алексея Германа-младшего. А ее пьеса «Офелия боится воды», где невозможно не заметить чеховской иронии по отношению к людям, проживающим свою жизнь словно «начерно», стала победителем конкурса драматургов «Евразия». Здесь каждый из героев не может примириться с реальностью, сбегая от нее, кто в мир фантазий, кто в мир мечты, а кто и попросту пытаясь уйти от этой реальности старым проверенным способом: «Я знаю — истина в вине». Но, пожалуй, главная ее тема – это жизнь без любви, явление в наши дни весьма распространенное.
Перед зрителями на сцене мир обычной семьи, без указания конкретного места обитания. Традиционные пляжные атрибуты своего рода символы, поскольку действие происходит в основном в стенах одной квартиры, где кабинки для переодевания символизируют отдаленность, даже изолированность каждого из героев как друг от друга, так и от самих себя. В общем, еще одно погружение в мир несчастливой семьи. Как мы помним, «все счастливые семьи похожи друг на друга», что о них говорить… Семья из четырех человек: муж и отец по имени Георгий (Олег Тополянский). В этой же роли будет выходить на сцену и Игорь Золотовицкий. Лия, жена и мать (актриса Дарья Юрская); их сын-подросток Ваня (студент школы –студии МХАТ Павел Филиппов); появляющаяся время от времени сестра Лии, Лера (Наталья Рогожкина). И, наконец, представитель старшего поколения, главная героиня по имени Гера, пожилая женщина с явными признаками деменции, в прошлом, учитель литературы – в этой роли на сцене потрясающая Наталья Тенякова. Именно она, точнее, ее героиня задает тон всему повествованию. Представительница того поколения, когда все читали книги, поскольку айфонов и смартфонов еще не было, она полностью погрузилась в мир шекспировского «Гамлета», где в замке Эльсинор бушуют настоящие страсти. Порой, трудно понять, нарочито она перепутала эту жизнь в нашем времени с тем гамлетовским миром, или в этом бегстве от реальности смысл ее подходящей к финалу жизни?
Гера прекрасно осознает, что в ее семье не все ладно, и здесь бушуют свои страсти, но как они мелки по сравнению с Шекспиром!.. И, видимо, движимая внутренним желанием поднять эту «мелкость» на некую высоту, Гера в каждом из членов своей семьи хочет видеть шекспировских героев, представляя саму себя Гертрудой. Лысеющий, полноватый и крепко пьющий сын для нее становится Гамлетом. Изменяющая сыну невестка Лия — Офелией, которую, как полагает Гера, Гамлет и не любил никогда. А внука Ваню Гера определила как их не рожденного сына. Чтобы придать правдоподобие своим фантазиям, Гера-Гертруда сшила себе из оконной портьеры платье в средневековом стиле, нацепив на голову пяльцы с ниспадающим на шею батистовым платочком (художник по костюмам Е. Афанасьева). Только в этом знакомом по книгам мире она и чувствует себя живой и нужной своим близким, для которых в реальности стала обузой. Как выясняется, она прожила свою жизнь во вполне счастливом браке, да вот только любви там не было. Вот и уверила Гера и себя, и окружающих в том, что Любовь была, правда, вовсе не к мужу. Иначе как уходить в мир иной из этой жизни, в которой не было ничего настоящего?
Ее сын, практикующий хирург-кардиолог, представляет себе жизненные реалии как работу сердечной мышцы. Лия, та самая Офелия, «которая боится воды», всей душой рвется к морю – именно это, а вовсе не любовное приключением, наполняет смыслом ее монотонную жизнь бухгалтера. Правда, она почему-то озабочена спасением умирающего сельского хозяйства, и даже заложила для этого квартиру – единственное достояние всей семьи. И лишь один человек, которому не все равно, что происходит в семье, это подросток Ваня. Именно он несет в себе ростки той любви, которой обделены остальные герои. Ближе к финалу Ваня встречает свою первую любовь — и в этом лучик надежды. Так что совсем не зря пришли на память в самом начале строки из Мандельштама. В том его стихотворении стихия морская уступает стихии более мощной – стихийной силе плотской любви. Какой нет и не может быть по определению ни у кого из героев пьесы драматурга Юлии Тупикиной, которая назвала свое сочинение трагикомедией, признавшись, что вообще-то написала пьесу о разводе. То есть о семье, которая существует номинально, а на самом деле ее давно уже нет. Это просто люди, живущие под одной крышей и заполняющие свою жизнь мелкими страстишками.
В финале, когда уходит из жизни Гера, вступает во взрослую жизнь сын Ваня, родители, похоже , находят в себе смелость признаться: так жить нельзя. Есть надежда, что они если и не смогут сами измениться, то хотя бы найдут силы изменить свою жизнь. И в этом уже звучит некий оптимизм.
Комментарии