Помните этот призывный звон корабельных склянок, предваряющий начало фильма? Сколько с ним связано приятных воспоминаний! Одесская киностудия по народной любви могла соперничать лишь с «Мосфильмом», «Ленфильмом» и Киностудией им. Горького. В ретроспективу 41-го ММКФ включены ленты, ставшие важнейшими вехами в почти вековой истории студии.
«Жизнь за жизнь», 1916
Весточка из дореволюционной эпохи студии, которая на тот момент была всего лишь киноателье, и настоящая жемчужина в фильмографии легендарной Веры Холодной. Утрировано драматическая история двух сестер, влюбившихся в непутевого ухажера, стала для ее создателя Евгения Бауэра путевкой в вечность. Основанная на второсортном романе Жоржа Оне, эта лента, по убеждению историков кино, должна стоять в одном ряду с шедеврами того времени, а имя режиссера — с виднейшими творцами «Великого немого».
«Весна на Заречной улице», 1956
Дебютная работа режиссера Марлена Хуциева, недавно покинувшего нас, и одновременно лента, с которой началось послевоенное возрождение Одесской киностудии. Любимая не одним поколением мелодрама о том, как Николай Рыбников влюбился в Нину Иванову (одна из прекраснейших послевоенных пар), уверено снижала пафос строительства социализма, подменяя его не менее искренним романтическим порывом. Именно поэтому фильм стал главным хитом кинопроката 1956 года (его посмотрели более 30 млн человек) и одним из символов наступающей «оттепели».
«Вертикаль», 1967
Еще один выдающийся дебют, на этот раз Станислава Говорухина, навечно зарифмованный с песнями Владимира Высоцкого, звучащими в картине (там, впрочем, есть еще и музыка великой Софьи Губайдулиной). Суровая драма об альпинистах, идущих к вершине, несмотря ни на что, стала вмиг популярной у советских зрителей, удивленных тем, как неожиданно можно смешать напряжение триллера и романтику высокогорных приключений. Но больше всех покорил, конечно, Высоцкий, чья звезда зажглась именно благодаря этой жанровой киноповести.
«Военно-полевой роман», 1983
Исполинская мелодрама Петра Тодоровского, второй раз после «Верности» обратившегося к теме Великой Отечественной. На этот раз — не с точки зрения войны, а, наоборот, мира. Невиданный прежде любовный треугольник, который разворачивается вокруг заветной красавицы Натальи Андрейченко, кажется, взят из какого-то французского кино, а не из привычной отечественной традиции. Неудивительно, что за рубежом ленту оценили: Инну Чурикову одарили «Серебряным медведем» за женскую роль в Берлине, а сам фильм номинировали на «Оскара» как лучшую иностранную картину.
«Астенический синдром», 1989
Завершает ретроспективу мучительная драма Киры Муратовой. Две истории, выпущенные в двух сериях и снятые в разных форматах — черно-белом и цветном, объединены лишь общей идеей: экзистенциальным кризисом у обычных людей. Разгромленная партийным руководством картина (одна из первых с нецензурной лексикой) ухватила самую суть своего времени, когда распадался старый мир и рождался новый. Как доказательство — следующий фильм режиссера был снят не только на другой студии, но уже и в другой стране.
Комментарии