Лукерья Ильяшенко в разнузданном триллере, замаскированном под сюрреалистическое полотно.
Роковая барышня, работающая судмедэкспертом, однажды едва не сбивает голую девицу в неадекватном состоянии, невесть как очутившуюся посреди ночной трассы. Она сажает бедняжку в свой автомобиль, отвозит к себе домой и занимается с ней сексом. Та нисколько не сопротивляется и даже уведомляет новую знакомую, что любит, когда ее немного душат. А спустя время эту дорожную нимфу находят на берегу водоема насмерть задушенной, завернутой в фольгу и с распечатанной прямо на груди фотографией некоего дома.
Отрадное известие, друзья: золотая коллекция причудливых диковин российского кинематографа пополнилась особо ценным экспонатом – безумным бриллиантом под названием «Одержимая», который подарил нам Игорь Волошин, деятель необычайно широкого диапазона – от наркодрамы «Нирвана» и чудовищной комедии «Скорый «Москва – Россия» до популярных телевизионных сериалов вроде «Физрука».
«Одержимая» с первых же минут дает понять, что мы имеем дело с чем-то экстраординарным, уникальным. Стоит лишь услышать первую реплику исполняющей главную роль актрисы Лукерьи Ильяшенко, которая звучит так: «Дует? Это ветер перемен, ветер жизни, ветер смерти», – как моментально на душе светлеет, и солнышко выходит из-за туч. Потому что становится понятно: в следующие полтора часа нас ждет много удивительного.
И картина полностью ожидания оправдывает, не разочаровывает ни разу, до самого конца не перестает удивлять, поставляя прекрасное в промышленных объемах. Хотя формально это вполне стандартный нуарный триллер про серийного убийцу с твистом в комплекте, ничего особенного, если разобраться. Но своеобразная манера подачи – с закосом под джалло ни много ни мало – все меняет и переводит фильм в категорию космического, запредельного.
С одной стороны, сюжет не отличается какими-то невиданными ходами. И вместе с тем никогда нельзя предугадать, что фильм нам подкинет в следующую минуту. В нем, например, много сцен секса – в 20 минут легко умещаются целых три, но каждая возникает неожиданно, без каких-либо очевидных (или неочевидных) предпосылок. Не успеваешь моргнуть, как Лукерья Ильяшенко снова выпрыгивает из штанов и с кем-то страстно ласкается.
Вот к героине Ильяшенко в баре подкатывает незнакомый мужик, втирая ей какую-то ахинею про квантовую неопределенность, суперпозицию и всякое такое заумное. И представьте себе, лекция по физике срабатывает! Мгновение спустя они уже предаются утехам. Но не спешите брать метод на вооружение: с тем же успехом, надо думать, мужик мог бы рассказать анекдот про Петьку и Василия Ивановича. Или вовсе ничего не говорить. Собственно, примерно в половине случаев все происходит практически без слов.
Персонажи «Одержимой» в принципе предпочитают молчать. А если открывают рот, то произносят тихо, вкрадчивым полушепотом короткие фразы. У той же Лукерьи Ильяшенко текста максимум на страницу наберется, и когда она не стонет, прелестями сверкая, то, скорее всего, выразительно глядит куда-нибудь исподлобья – иногда сладострастно, а иногда, словно манул, недовольно, свирепо, но в то же время грустно и с недоумением.
Не нужно, впрочем, думать, что эрос властвует в «Одержимой» безраздельно. Танатос тоже рядышком примостился, и гармоничный их союз порождает среди прочего богатый ассортимент изображений обнаженных мертвых тел. Также отдельный внушительный фрагмент специально выделен на погружение в океан (буквально) бессознательного. Там можно наблюдать, как Лукерья Ильяшенко принимает ванну с каким-то типом в костюме и шляпе, ходит по воде, открывает двери, а за ней наблюдают гигантские глаза в небе. Все это, естественно, неистово символизирует.
И тут, пожалуй, самое время напомнить, что «Одержимая» – все еще триллер про поиски серийного убийцы. При чем же здесь сексуальное изобилие, квантовая физика, бессознательное и тип в шляпе? А при том. Нет, правда: оно все действительно неспроста и тем или иным образом взаимосвязано через упомянутый твист. Как именно – подробно и обстоятельно разъясняется и показывается в последние 15 минут фильма. Это ведь, как известно, признак большого мастерства – когда зрителям вслух разжевывают всю историю, чтобы они поняли, что сейчас посмотрели.
Но на самом деле, конечно, зря Игорь Волошин решил с расшифровкой заморочиться. Во-первых, без заключительной части «Одержимая» была бы существенно короче, что уже огромный плюс. А во-вторых, могла бы проканать за сюрреалистическое полотно. Не зря же там к «Твин Пиксу» жирная отсылка в начале. Да и выглядит-то фильм недурно, между прочим. На приличном современном уровне, стильненько и умеренно кровожадно. Некоторые кадры прямо-таки очень хороши.
Правда, порой оператор изрядно чудит, то поворачивая камеру зачем-то ровно на 90 градусов, то медленно ею вращая вокруг своей оси, то выбирая для крупного плана игрушечного динозавра. И монтаж сильно с толку сбивает незаурядной стилизацией то ли под комиксы, то ли под психическое расстройство. Что, опять же, можно было бы списать на концепцию. Но увы. Пойти на такой шаг не хватило то ли смелости, то ли еще чего. Однако и без того «Одержимая» способна доставить массу удовольствия тонким ценителям. Одних лишь томных горячих взглядов Лукерьи Ильяшенко хватит, чтобы за пару секунд растопить средних габаритов айсберг.
Комментарии