В небольшом провинциальном городке Великий Гусляр, с виду ничем не примечательном, постоянно происходит какая-нибудь небывальщина. Инопланетяне средь бела дня по улицам расхаживают, в речке кит плещется, всюду порталы в параллельные миры рассредоточены. Местное население, впрочем, с таким положением вещей давно свыклось, от внешнего мира отгородилось и спокойно себе поживает. Как вдруг из Москвы приезжает новый мэр – уроженец Великого Гусляра, который давным-давно малую родину покинул, а теперь вдруг решил вернуться. И объявляет о намерении плотно заняться благоустройством и развитием сферы туризма.
Цикл о Великом Гусляре прославленный советский фантаст Кир Булычев запустил еще в 1960-х и продолжал вплоть до 2000-х. Цикл претерпевал изменения вместе со страной, к концу 1980-х в рассказах стало ощутимо меньше фантастики и больше актуальной сатиры, что на пользу, конечно, не пошло. Отдельные произведения неоднократно переносились на экраны, преимущественно в анимационном формате, однако ни одна из экранизаций заметного успеха не снискала. Последняя, кукольный мультик «Кладезь мудрости», датирована вообще 1991 годом. Наконец, спустя 20 с лишним лет выходит сериал по мотивам, который, с одной стороны, возвращает нам те далекие времена, когда Великий Гусляр был, что называется, еще тот, а с другой – как и в поздних рассказах, в нем без сатиры тоже не обходится.
«Очевидное невероятное» режиссера Александра Войтинского (того самого, который «По щучьему велению» снял) показывает нам Великий Гусляр, как бы застрявший в фантомных 1960–1970-х, потерянном раю идеализированного застоя. То есть в календарном смысле у них там, как и везде, третье десятилетие XXI века в разгаре. Но во всех остальных смыслах – уютное советское прошлое, где люди все на расслабоне и позитиве, нарядные, никто никому не хамит и никуда не спешит, по радио погоду передают, на скамеечках в шахматы играют, тишь да гладь, как у Христа за пазухой. Никакой тебе суеты, никаких чуждых западных трендов, рэперов, электросамокатов и тому подобного. Только аномалии повсюду, но на них никто внимания не обращает. Подумаешь, аномалии и аномалии. В конце концов, вон в НИИ ГУ ГУ (привет заодно Стругацким) есть пара ученых, они разберутся, если что.
И тут, значит, этот новый мэр как снег на голову. Что, кстати, характерно – на электросамокате. Коренные реформы вздумал проводить, хочет всему миру про Великий Гусляр раструбить, все бульдозерами снести и арт-пространства какие-то организовать. В качестве ответной меры реакционно настроенные горожане договариваются все сверхъестественное от него сообща скрывать. Дескать, было когда-то – да сплыло. Нету больше в Великом Гусляре ни инопланетян, ни порталов, ничего такого. На чем строится долгоиграющая, переходящая из эпизода в эпизод шутка: мэр все пытается отыскать следы внеземных цивилизаций или чего-нибудь в этом роде, а все вокруг старательно от него их прячут.
Параллельно разворачиваются маленькие незамысловатые сюжетики, позаимствованные у Кира Булычева, но основательно перетасованные и переработанные. Например, рассказы «Поступили в продажу золотые рыбки» и «Ответное чувство» перемешались и слились в один эпизод. Действующие лица из литературного первоисточника также в сериал перекочевали, претерпев некоторые трансформации. Начальник стройконторы Корнелий Удалов превратился в главу департамента ЖКХ Тимофея Молодцова и заметно похорошел: его играет энергичный Артем Быстров в смешном объемистом парике. А его друг детства, предгор Николай Белосельский, – в того самого пресловутого мэра Эдуарда Белинского (Максим Лагашкин, имеющий вид, по обыкновению, изрядно придурковатый).
Иные сюжеты по нынешним меркам выглядят как совсем затасканные стандарты, особенно про обмен телами и темпоральные путешествия с целью корректировки реальности. Но «Очевидное невероятное» справедливости ради и не претендует на оригинальность и новое слово в жанре. Оно скорее направлено на мягкую ненавязчивую пропаганду политики изоляционизма и ретроградства. Такая в нем ламповая атмосфера создана – не в последнюю очередь благодаря саундтреку, состоящему из хитов советской эстрады и музыки Артемьева, Шаинского и Добрынина, – что нет-нет да и задумаешься: а действительно, раньше-то ведь, поди, лучше было. Трава – зеленее, мороженое – вкуснее, космос – ближе, жизнь – понятнее.
Хотя напрямую ничего такого не проговаривается, но щемящее чувство ностальгии по тому, чего на самом деле не было, все равно возникает. И это по-своему достойно восхищения. Давно никому не удавалось так тонко и в таком выигрышном свете преподнести эстетику развитого социализма. В связи с чем видится правильным и справедливым присудить товарищам создателям сериала Ленинскую премию и выдать каждому по сто рублей наличными и по автомобилю «Волга». А исполнительнице ведущей женской роли товарищу Ходченковой – в придачу чулки капроновые, импортные, производства ГДР. Дата, печать, подпись секретаря парткома.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…