Статьи

«Очень странные дела»: Почему Америка ностальгирует по 80-м и причем здесь Трамп

Братья Мэтт и Росс Даффер три года вынашивали идею своего мистического сериала, который бы разворачивался в 80-х. Но довериться режиссерам-дебютантам не решались: проект отклонили 15 разных телесетей по всей Америке. Их смущало не только отсутствие опыта у начинающих кинематографистов, но и другие риски: во-первых, в главных ролях были никому не известные дети. Во-вторых, сценарий казался вторичным — он подражал хоррорам и фантастическим фильмам, ставшим классикой жанра («Инопланетянин», «Полтергейст», «Чужой», «Останься со мной»).

На руках у братьев-близнецов была история про мальчика Уилла, который исчезает в лесу и попадает в параллельную, макабрическую вселенную. Во время поисков Уилла трое его друзей — Майк, Дастин и Лукас — обнаруживают в лесу странную девочку, сбежавшую из секретной лаборатории. Вскоре выясняется, что она обладает сверхспособностями, а ее побег тесно связан с загадочным исчезновением Уилла.

Поверить, что сериал с таким на вид компилятивным сюжетом сам станет современной классикой смог только Netflix. Да и то не сразу. Стриминговый сервис дал проекту зеленый свет только после того, как братья навострились в производстве кино: сняли постапокалиптический триллер «Затаившись» и поработали над сценарием детективного сериала «Сосны». Однако, надо признать, что продюсеров из Netflix подкупило все то, что отпугнуло остальных: действующие лица, время и место действия. Спустя 16 дней после релиза у «Очень странных дел» было уже 8,2 млн зрителей (3 результат за всю историю компании) и стихийно образовавшаяся фан-база, окрестившая детище Дафферов культовым.

Ничего из этого не случилось, если бы Netflix не придерживался своей бизнес-стратегии: на основе информации из клиентской базы сервиса создаются статистические алгоритмы, которые позволяют рассчитывать потенциальный успех будущего проекта. Важно понимать, что «Очень странные дела» до контракта с видеосервисом был совсем другим сериалом. Сюжет был гораздо мрачнее, герои просто исчезали, а не попадали в осязаемую параллельную вселенную («the Upside Down»), некоторые персонажи так и вовсе не доживали до конца сезона. Назвать же сериал изначально собирались «Монтауком» — по названию городка в Лонг-Айленде, где планировали разворачивать сюжет. Локацию Дафферы выбирали специальную: именно в Монтауке развивается действие любимого фильма братьев, «Челюстей» Стивена Спилберга. Но не сложилось.

На съемках фильма «Челюсти»

Зато идея создания фантастического мира оказалась удачной. Она появилась буквально в момент производства, поэтому придумывать сеттинг новой вселенной съемочной группе пришлось прямо на ходу. Дафферы изобразили ее с помощью пыли, цветокоррекции и эффекта коррозии, вдохновившись видеоигрой Silent Hill. Таким образом, «Очень странные дела» дали зрителям возможность окунуться в альтернативную реальность на много серий вперед.

Однако полюбили «Очень странные дела» не только за атмосферу и персонажей, но и за отсылки к поп-культуре 80-х. Братья Даффер не копировали эпоху миллениалов, рубившихся в приставки Nintendo, читавших Стивена Кинга, смотревших экранизации его романов, а заодно хорроры Джона Карпентера (вроде «Нечто») и космическую сагу «Звездные войны». Нет, они рисовали собственный мир, озаряя его ностальгической любовью, которую затем разделили и многие поклонники сериала. О достоверности исторического прошлого речи не шло: Мэтт с Россом родились в 84-м году, поэтому события того времени едва ли засели в их памяти. Заядлый киноман с трудом поверит, что постер с культовыми «Зловещими мертвецами» будет висеть в комнате одного из героев — фетишизация этого фильма ужасов началась только спустя десятилетие, когда его стали смотреть на видеомагнитофонах.

Объяснения, почему одни режиссеры резко пустились ностальгировать по 80-м могут показаться прозаичными. Дело в том, что 30-летние и 40-летние постановщики, чья молодость прошла в 80-х, просто пытаются изобразить эпоху своей юности такой, какой она им запомнилась. А новые поколения подхватывают эту сладостную тоску, хотя и не представляют себе жизнь без сотовых телефонов и интернета. Но подобные ностальгические явления в культуре происходят, в среднем, через каждые 20-30 лет. Так, во второй половине 70-х многие американцы сходили с ума, например, от «Счастливых дней»: пока старшие вспоминали по сериалу свое детство, людей помоложе эстетически привлекало все, что им казалось странным и необычным.

Ностальгия возвращает человека в прошлое, которого в действительности никогда не существовало — это идеализированное время, где сглажены негативные события в угоду теплым воспоминаниям. Конечно, ностальгические чувства характерны и для коллективного сознания: достаточно вспомнить «остальгию» (тоску по временам и культуре ГДР), «югоностальгию» (по Югославии) или ностальгию по СССР. Все эти феномены, в каком-то смысле, объединяет поиск самоидентификации или даже национальной (гражданской) идентичности.

Дональд Трамп

Определенный виток поиска идентичности можно наблюдать и в Соединенных Штатах с приходом к власти Дональда Трампа. Лозунг его президентской кампании — Make America Great Again — служит явным примером политической ностальгии, которую используют в своей риторике, как правило, политики-популисты. Политическая ностальгия Трампа, как ни парадоксально, тоже отсылает к 80-м, к тем временам, когда он сам был в зените американской культуры, а ее саму еще можно было назвать «белой».

Ностальгия зависит в том числе и от политического климата: она обладает терапевтическим воздействием в моменты неопределенности. Но насколько очевидной кажется взаимосвязь между бумом ностальгии по 80-м в кино и президентством Трампа? С одной стороны, фильмы, черпающие вдохновение из той эпохи, были и раньше: «Трон: Наследие», «Смурфики», «Битва Титанов»… С другой стороны, использование атмосферы 80-х никогда еще не было настолько утилитарным. События, музыка, цвета, дух того времени — все это начало встречаться уже не в ремейках и сиквелах, а в оригинальных кинолентах последних лет.

«Первому игроку приготовиться», «Взрывная блондинка», «Бамблби», «Черное Зеркало: Брандашмыг» — разные по своему сюжету и жанру картины, объединенные лишь ноткой ностальгии по восьмидесятым. Но на первой странице очередного голливудского кинокаталога с отсылками к той культуре разместились именно братья Даффер со своими «Очень странными делами». Как и все каталоги, его актуальность скоротечна, а потому ностальгия по тем годам не обещает долго жить. Уже сейчас она постепенно уходит на второй план, пока на ее место встает уже другая — уже по девяностым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад