Реж. Роберт Олтман, 1973
Сыщик Филип Марлоу (Эллиотт Гулд) попадает в неприятную ситуацию — его обвиняют в соучастии убийства жены старого друга Терри, недавно покончившего с собой где-то в Мексике. Чтобы очистить свое имя, детектив начинает собственное расследование.
Роберт Олтман в 1970-е неоднократно обращался к важным американским жанрам и переворачивал их конвенции с ног на голову в духе Уотергейта. «Долгое прощание» — стало своеобразным расставанием Олтмана с эпохой классических нуаров, одним из архетипов которых был детектив Филип Марлоу, придуманный культовым писателем Раймондом Чандлером еще в тридцатые. В интерпретации Эллиотта Гулда частный сыщик на первый взгляд совсем не изменился — та же легкая походка, сигарета в зубах, цинизм и черный юмор. Однако мир вокруг него стал неузнаваем, и чувствует Марлоу себя в нем чужаком и изгоем. Кодекс чести, которым детектив всегда руководствовался в расследованиях, перестает давать плоды, да и загадка, которую следует решить, как будто и не требует разгадки. Все происходит само собой: истины в Америке 1970-х больше нет. Сила «Долгого прощания» в том, что Олтмен успевает не только выразить эпоху и остроумно переиначить правила нуара, но и рассказать трогательную и драматичную историю о человеке, теряющем веру в общество и самого себя.
Реж. Роман Полански, 1974
К частному детективу Джейку Гиттесу (Джек Николсон) приходит загадочная дама с просьбой узнать с кем спит ее муж. Дело, казалось бы, простое, но вскоре сыщик находит тело мужчины, за которым должен был следить. С каждым шагом Гиттес все глубже погружается в обстоятельства его смерти и вскоре оказывается в центре одного из самых громких скандалов в Лос-Анджелесе.
«Китайский квартал» определил развитие нуара на многие годы вперед. Роман Полански добился по-настоящему магической атмосферы на экране, сопровождаемой чарующим джазовым саундтреком Джерри Голдсмита и печальной, непривычно сдержанной игрой Джека Николсона. Если нуары 1940-х рассказывали о трагедии общества, в котором умирает мораль, то «Китайский квартал» разворачивается вокруг личности частного сыщика, обреченного на вечное одиночество, запутавшегося в собственном деле. Меланхолия и грусть, с которыми описывает жизнь Гиттеса Полански неповторима, хотя и по сей день режиссеры, которые снимают неонуар, неизбежно стараются воплотить на экране что-то подобное.
Реж. Джоэл и Итан Коэны, 1984
Подозревая, что жена изменяет ему с барменом, владелец заведения Марти нанимает детектива, чтобы тот нашел доказательства, а затем застрелил обоих. Сыщик же поступает иным образом, решив инсценировать смерть любовников, чтобы получить обещанный гонорар. Однако в планы обоих очень быстро вмешиваются неожиданные обстоятельства.
Впечатляющий дебют братьев Коэн «Просто кровь» определил множество сюжетных мотивов и приемов, в дальнейшем использованных в лучших работах этих авторов, таких как «Фарго» и «Старикам тут не место». Название фильма отсылает к классическому нуарному роману Дэшилла Хэммета «Кровавая жатва», в котором словосочетание blood simple обозначало посттравматический синдром, связанный с пережитым насилием. Примерно в таком состоянии находятся и герои этого фильма, вовлеченные в кровавые события на почве патологической ревности. «Просто кровь» написана филигранно, а напряжению, создаваемому динамикой событий, позавидовал бы сам Хичкок. Не стоит забывать и про Фрэнсис МакДорманд, для которой картина тоже стала дебютом в кино, и еще каким!
Реж. Дэвид Линч, 1986
Вернувшись в тихий городок, где он вырос, Джеффри (Кайл Маклахлен) неожиданно натыкается на отрезанное ухо в траве недалеко от своего дома. Желая понять, что происходит, он начинает собственное расследование, и проникает в мрачный преступный мир, который скрывается за благочестивым фасадом американской мечты.
После провальной и ненавидимой Линчем «Дюны», режиссер вернулся к любимым темам в «Синем бархате», — одном из лучших своих фильмов. Здесь автор гармонично стыкует сюрреалистическую стилистику и странную, фирменную образность с детективным сюжетом и драматургией. В «Синем бархате» лучше всего проявляется любимая тема Линча — за внешним благополучием, нормами приличия и общественным договором всегда кроется бессознательная патология, мрак и нескончаемая депрессия. Это хорошо показано на примере сумасшедших отношений героя Денниса Хоппера и Изабеллы Росселлини — абьюзивного маньяка и роковой красотки, которые мучают друг друга под нежную балладу Роя Орбисона о любви и мечтах.
Реж. Кертис Хэнсон, 1997
Трое детективов (Гай Пирс, Расселл Кроу, Кевин Спейси) расследуют дело о стрельбе в лос-анджелесском кафе, где одной из жертв стал их бывший коллега. Хотя убийц нашли и все указывает на их вину, у каждого из героев возникают сомнения в причастности обвиненных. Каким-то образом с преступлением связано агентство «девушек по вызову», где работает роковая блондинка Линн (Ким Бейсингер).
Прежде всего, «Секреты Лос-Анджелеса» известны тем, что именно с этого фильма начались карьеры Гая Пирса и Расселла Кроу. Впрочем, весь актерский состав неонуара Кертиса Хэнсона получился завидным. Скандалы и загадочные убийства часто сопровождали мир Голливуда в середине прошлого века, и к мифологии порочной «фабрики грез» и обращаются «Секреты Лос-Анджелеса». Режиссеру удалось передать ретро-стилисту старых нуаров, мира, в котором кинодивы и проститутки часто бывали слишком похожи. Истории трех детективов написаны увлекательно и переплетаются между собой неожиданно и интересно. Но главная звезда фильма — Ким Бейсингер, переживавшая в тот момент пик своей красоты и карьеры.
Реж. Кристофер Нолан, 2000
Детектив с амнезией (Гай Пирс) пытается разобраться, кто убил его жену. Факты и воспоминания в его голове постоянно перепутываются, поэтому он вынужден оставлять самому себе записки и подсказки. Но кое-что из собственного прошлого Леонард прочитать нигде не сможет.
Кристофер Нолан всегда тяготел к игре со временем и сознанием, даже в военно-исторической драме «Дюнкерк» он сложил впечатляющий паззл из героев и событий. Любовь к такого рода ребусам и обману зрителя проявилась и в его дебютном неонуаре «Помни», который после первого знакомства немедленно хочется пересмотреть, чтобы получить полную картину происходящего. Нолан ловко жонглирует флэшбеками, отвлеченными, на первый взгляд, сценами и вообще прекрасно демонстрирует изломанное сознание своего героя, неспособного удержать в голове что-то дольше, чем на 15 минут. В «Помни» режиссер замечательно обыгрывает одну из главным тем неонуара, перекликающуюся с идеей «платоновской пещеры» — мы видим лишь тени реальности, и все вокруг не то, чем кажется.
Реж. Райан Джонсон, 2006
Школьник Брэндан (Джозеф Гордон-Левитт) вместе со своим «башковитым» другом пытаются узнать, кто убил их одноклассницу Эмили. Незадолго до смерти, она оставил записку Брэндану и по телефону произнесла ряд непонятных слов, одним из которых было «кирпич». Пытаясь разгадать этот ребус, юный детектив внезапно узнает о тайной организации, действующей внутри школы.
Один из самых интересных современных режиссеров Райан Джонсон в начале карьеры поставил крайне необычный неонуар, действие которого разворачивается не на прокуренных улицах Лос-Анджелеса, а в обыкновенной американской школе. Режиссер удивительным и очень остроумным образом переложил классические атрибуты жанра на реалии жизни учеников, тем самым высмеивая нуар, и одновременно вдыхая в него новую жизнь. Брэндан пытается строить из себя этакого Филипа Марлоу, цитирует «Мальтийского сокола» и выстраивает расследования по всем канонам, но делает только хуже. Джонсон умело обманывает ожидания зрителей, и с огромным энтузиазмом переворачивает стандарты как нуара, так и школьного кино о взрослении. Многие приемы «Кирпича» потом отзовутся в его восьмом эпизоде «Звездных войн» и недавнем детективе «Достать ножи».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…