В программе «Очень большое кино» нашлось место как однозначным хитам и нетленным шедеврам на все времена, так и недооцененным жемчужинам, о которых зрители могли не знать или забыть. Что ж, подобными фильмами не грешно насладиться и в первый, и в сто первый раз. Тем более что фестиваль подарит уникальную возможность увидеть их на 70-миллиметровой пленке.
Выдающийся постановщик Александр Довженко скончался в 1956 году, но дело его продолжило жить благодаря супруге Юлии Солнцевой. Она была сорежиссером нескольких лент Довженко, а после его смерти перенесла часть нереализованных сценариев мужа на экран. Наиболее заметная из таких картин – «Повесть пламенных лет», эмоциональный рассказ о колхознике Иване Орлюке (Николай Винграновский). В 1941-м он отправился на войну, дошел до Берлина, а затем вернулся на родные земли, чтобы возрождать мирный быт.
Эта драма, основанная на раскадровках самого Довженко, стала первым советским широкоформатным игровым фильмом, а Солнцева оказалась первой женщиной, завоевавшей приз за режиссуру на Каннском кинофестивале (также «Повесть» удостоилась технического Гран-при).
Грандиозная эпопея Сергея Бондарчука по роману Льва Толстого – одно из величайших произведений в истории как отечественного, так и мирового кино. Работа над ней велась в течение 6 лет, с 1961 по 1967 год, и Бондарчук, снявший к тому моменту лишь один полнометражный фильм («Судьба человека»), не был единственным претендентом на режиссерское кресло.
«Войной и миром» мечтал заняться опытнейший Иван Пырьев, автор «В шесть часов вечера после войны», но по решению министра культуры СССР Екатерины Фурцевой постановщиком стал Бондарчук. Вячеслав Тихонов воплотил образ Андрея Болконского, Василий Лановой сыграл Анатоля Курагина, из Людмилы Савельевой получилась прекрасная Наташа Ростова, а режиссер взял на себя роль Пьера Безухова. Сам фильм же завоевал главный приз ММКФ, «Золотой глобус» и «Оскара» и стал мировой классикой.
Финальная режиссерская работа Романа Тихомирова, постановщика «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», вышедшая в широкий кинопрокат. В основе – шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», повествующий о том, как Новгород-Северский князь Игорь Святославич в 1185 году отправился в поход на половцев. В 1890-м в Мариинском театре прогремела премьера оперы Александра Бородина по мотивам «Слова» с Иваном Мельниковым в образе Игоря, а в картине Тихомирова его сыграл замечательный артист Борис Хмельницкий (за вокальные партии отвечал Владимир Киняев).
Колорит этой эпической, величественной ленты во многом обусловлен съемочными локациями: натурные сцены создавали в Бурятии, в Боргойской степи. В массовке охотно снялись жители села Белоозерск, в местной школе актеры жили, а в актовом зале устроили костюмерную. Такой вот скромный, но важный вклад в появление «Князя Игоря» внесли и простые люди.
Амбициозный байопик великого композитора Петра Ильича Чайковского режиссера Игоря Таланкина, который также с середины 1960-х преподавал во ВГИКе и был наставником, в частности, Карена Шахназарова и Федора Бондарчука. Актерский состав внушает священный трепет: Иннокентий Смоктуновский в роли Чайковского, Евгений Леонов в роли его близкого друга Алексея Софронова, Майя Плисецкая в роли оперной звезды Дезире Арто, музы и возлюбленной композитора, и Антонина Шуранова в образе его покровительницы
Надежды фон Мекк. Именно на ее переписке с Чайковским и основана лента, музыку к которой сочинил четырежды оскароносный Дмитрий Темкин.
Сама картина, тонкая, изящная, мастерски сыгранная и поставленная, тоже номинировалась на «Оскара», однако лучшим фильмом на иностранном языке признали «Сад Финци-Контини» Витторио Де Сики, а статуэтка за лучший саундтрек досталась «Скрипачу на крыше» Нормана Джуисона.
Мастер приключенческого кино Владимир Вайншток («Остров сокровищ», «Дети капитана Гранта») вернулся к режиссуре спустя 32 года после участия в создании военного альманаха «Боевой кино-
сборник № 6». Роман Томаса Майна Рида «Всадник без головы» о противостоянии бравого мустангера Мориса Джеральда и подлого капитана Кассия Колхауна пользовался огромной популярностью в СССР, поэтому и к его киноверсии было приковано всеобщее внимание.
Образ Джеральда на экране воплотил Олег Видов, его возлюбленную Луизу – Людмила Савельева. К ролям второго плана привлекли актеров из дружественной Кубы, а локации в техасском стиле удачно отыскались в Крыму. В итоге фильм посмотрели 51,7 млн человек, однако в 1980-х, после эмиграции Видова, его отправили на полку.
Пожалуй, самая экстравагантная картина в режиссерской карьере Ролана Быкова: яркий мюзикл о юношеском любовном треугольнике. По девочке Ане сохнут два мальчика, один из которых Олег, увлекается техникой, а другой, Давид, потихоньку осваивает скрипку. Параллельно братишка героини, фантазер Кузя затеял замысловатую комбинацию – он мечтает собрать максимально возможное количество кошек, чтобы превратить их в обезьян, из обезьян сделать медведей, а из медведей создать себе товарищей.
Еще он уговаривает собаку Кляксу побывать слоном с помощью искусственного хобота и ушей, а в прелестных интерлюдиях происходящее озвучивает оркестр из звезд советского экрана. На банджо и бас-гитаре — Георгий Вицин, на контрабасе — Николай Гринько, на аккордеоне — Олег Анофриев, за ударными — Зиновий Гердт. А командует парадом сам Ролан Быков в роли дирижера, в одном из эпизодов также появившийся в образе… бабушки-кошатницы.
За два года до того, как в режиссуре дебютировал Эмир Кустурица, цыганские страсти воспел Эмиль Лотяну, вдохновившись рассказом Максима Горького «Макар Чудра». Дерзкий конокрад Лойко (Григоре Григориу) без ума от красавицы Рады (Светлана Тома), но мирная семейная жизнь им только снится: душа цыгана до последнего должна остаться вольной, словно ветер, раздувающий гриву норовистого жеребца.
Эффектная трагедия о невозможной любви стала громким хитом отечественного проката – при тираже 1384 копии ее посмотрели 64,9 млн зрителей (13-й результат в истории кинематографа СССР). Откровенная сцена купания Рады, одна из первых в советском кино, мигом сделала обворожительную молдаванку Светлану Тому настоящим секс-символом, хотя сама актриса называла этот эпизод скорее воплощением чистоты, чем вульгарности. Ведь и фильм, ставший поистине народным, был рожден в большой любви – к людям, искусству, свободе и красоте.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…