«Океаны» (2008)
Ровно 115 лет назад, 11 июня 1910 года, родился легендарный океанолог Жак-Ив Кусто. Вообще-то он мечтал стать летчиком, но однажды попал в страшную автокатастрофу, которая повлекла за собой долгий и мучительный процесс восстановления. В том числе – путем погружений под воду.
Именно так Кусто открыл свое призвание, а после изобрел акваланг и первую подводную фотокамеру и познакомил с глубоководным миром простых смертных, получивших шанс полюбоваться им благодаря документалкам Жак-Ива. Которые вдохновили других авторов и расширили границы документалистики, позволив пролить свет на подводные тайны, манившие человечество испокон веков. Подобные картины мы и решили собрать, дабы их освежающая прохлада помогла хоть немного справиться с июньской жарой.
Еще в 1940-х Жак-Ив Кусто начал снимать подводные короткометражки, а в 1950-х переключился на полные метры. Дебютным стал «Мир тишины», объединивший Кусто со знаменитым в будущем режиссером Луи Малем («Лифт на эшафот»). На борту судна «Калипсо» их команда два года бороздила воды Индийского океана, Красного и Средиземного морей, запечатлевая кадры невероятной красоты, которые тогда были в диковинку: «Мир тишины» – один из ранних цветных подводных доков. Официально первым фильмом такого рода оказался «Голубой континент» Фолько Куиличи, но про него сейчас мало кто помнит. А вот «Мир тишины», лауреат «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви», по праву считается жемчужиной исследовательской документалистики. Кадры с водолазами, которые то добывают лангустов, то наблюдают за рыбешками, скрывающимися в щупальцах анемонов, до сих пор распаляют воображение.
Впрочем, Кусто здорово прилетело от защитников природы, поскольку в финальный монтаж вошли и не самые безобидные эпизоды. В какой-то момент корабль врезался в кашалота, а отбившийся от своих детеныш был (хоть и случайно) исполосован винтом. Кровь привлекла акул, «смертельных врагов ныряльщиков», и те решили перебить всю стаю. Вдобавок Кусто не смущало использование динамита для демонстрации рыб, живущих в коралловых рифах, а ныряльщики могли запросто оседлать огромную черепаху. Впоследствии, в доке «Мир без солнца» и сериале «Одиссея Жака Кусто», ученый будет обращаться с экологией более бережно, однако варварство ради эффектных сцен все равно останется пятном на его репутации.
Жак Перрен – не только прекрасный актер, снимавшийся у множества классиков (Клузо, Шаброль, Коста-Гаврас, Торнаторе), но и видный продюсер. А продюсировал он как художественные фильмы вроде хита того же Коста-Гавраса «Дзета», так и неординарные документалки о живой природе: «Микрокосмос» и «Птицы», например. А в 2008-м его команда погрузила ошарашенных зрителей в «Океаны», плод четырехлетних усилий ценой $80 млн, который стартует с вопроса любознательного мальчишки: «Что такое океан?» Рассказчик – Перрен во французской версии, Пирс Броснан в английской – с ответом замешкался. Уж больно, дескать, загадочна эта стихия, что недаром рифмуется с космосом, также бросающим вызов искателям новых миров. Не сочтите за спойлер, но исчерпывающего ответа на тот вопрос вы так не найдете. Ведь важнее не что есть океан, а что есть мы – те, кто живет на планете и не особо заботится о ее состоянии (а напрасно).
Без экологического посыла здесь никуда, но эта назидательность, во-первых, всегда злободневна. А во-вторых, «Океаны» сочетают ее с умопомрачительными съемками в небе, на воде и под водой, которыми занималось полтора десятка операторов в пятидесяти точках земного шара. Всевозможные подводные создания, от узнаваемых до экзотических, существуют в естественной среде, а мы сопровождаем их, изредка отвлекаясь на немногочисленные закадровые комментарии: в основном это созерцательное, медитативное и по-своему умиротворяющее зрелище, хотя всякое случается в дикой природе, и рано или поздно вода окрасится кровью. Придавая документальному блокбастеру Перрена и его соавтора Жака Клюзо еще и опасную остроту.
В 1989-м Джеймс Кэмерон снял «Бездну», а в 2014-м снялся в «Вызове бездне» с пометкой 3D: впечатляющем доке об океанских глубинах, готовом поспорить с теми, кто считает нашу планету полностью изученной. Действительно, в знаменитой Марианской впадине, чья глубина составляет порядка 11 км, ранее побывала лишь одна экспедиция – Дона Уолша и Жака Пиккара, нырнувших в бездну на батискафе «Триест». Именно Уолшу Кэмерон пообещал совершить аналогичное погружение, что он и сделал в возрасте 60 лет, причем в гордом одиночестве, в специально разработанном аппарате Deepsea Challenger, содержавшем в том числе 3D-камеры. Режиссер заявил, что готовился к эксперименту еще в детстве, забираясь в картонную коробку и воображая, будто это подлодка. Но пришлось немного подождать, прежде чем научно-технический прогресс позволил амбициозному замыслу осуществиться.
На экране можно в подробностях понаблюдать за подготовкой к погружению, а потом взглянуть на малоизученные океанские глубины глазами неутомимого фантазера и авантюриста, который сидит в батискафе в неудобной позе, жутко скрючившись, но не жалуется и продолжает спуск в пустоту. Пока его же закадровый голос генерирует плакатные цитаты а-ля «знания – это свет, указывающий нам путь во тьме» и «погружение в океан подобно погружению в подсознание». С помощью особых прибамбасов батискаф берет образцы породы со дна впадины, но не то чтобы мы многое узнаем о том, что представляет собой Марианский желоб. Сплошь песок и ледяная синева. «Как на Луне», – подмечает Кэмерон, словно вышедший за границы самой жизни. Тем этот док и ценен – фиксацией уникального опыта, ради которого не пришлось даже покидать пределов Земли.
Океаны – это хорошо, но не будем забывать и обитателей наших широт, которые тоже проживают под водой удивительную жизнь. Соавтор «Огненного лиса» Дмитрий Шпиленок отправился в Южно-Камчатский заказник имени своего племянника Тихона Шпиленка и познакомил всех, кому пока не посчастливилось побывать на Камчатке, с ее природными сокровищами. В кадре красуются медведи и, разумеется, лисы, но в центре внимания не столь заметное, казалось бы, существо: нерка, представитель семейства лососевых. Которая кормит и постоянных жителей дивного края, животных, и его двуногих гостей.
Мы видим рождение нерки в Курильском озере, после чего узнаем, что молодь проводит от года до трех лет в пресной воде, прежде чем отправиться в океан. Там нерка коротает значительную часть жизни, а затем возвращается в родные пенаты, где дает потомство. Далеко не все съемки здесь подводные, поскольку рыба для авторов фильма – лишь повод побеседовать о чем-то большем. В частности, о целой цепочке жизни, которую запускает нерка, питающая всю северную экосистему. А это, в свою очередь, выводит на более глобальные размышления – о том, какую ругательную роль играет в данной цепочке промышленник или браконьер, не задумывающийся о хрупкости окружающего его мира. Как бы ни были отлажены процессы миграции лососевых, в некоторых регионах других стран стада дикого лосося практически уничтожены. Камчатка не должна присоединиться к их числу.
Эта трогательная документалка, завоевавшая «Оскара» в соответствующей категории, начинается с заявления, вновь роднящего океан с космосом: «Многие считают, что осьминоги похожи на инопланетян». Но постепенно мы понимаем, что на самом деле осьминоги и на нас с вами смахивают. Не внешне, конечно. Но и интеллект у них – будь здоров, и с семейными ценностями полный порядок. Хотя есть немалый трагизм в том, что вскоре после спаривания осьминоги погибают. А еще, как и некоторые из нас, они подолгу живут в одиночестве, в случае чего зарываясь в песок. Вот и герой фильма Крэйг Фостер, фридайвер-документалист, в минуту жизни трудную сбежал от гнетущего быта к берегам Южной Африки, где принялся плавать в водолазном костюме. Вдали от цивилизации и людей.
Но в один прекрасный день в его изоляцию вторглась неожиданная гостья: самка осьминога. Фостер увидел в ней что-то особенное, решил узнать необычное создание поближе и стал регулярно нырять в одном и том же месте, установив на дне камеру, чтобы фиксировать повседневные дела осьминожки. Потихоньку она преодолевает первоначальный страх перед дайвером и проявляет к нему любопытство, а мы с трепетом следим за тем, как зарождается и крепнет странная связь неприкаянных обитателей двух миров. Ну а уязвимостью, выходит, отличается не только дикая природа, но и сам человек, который тоже хрупок и незащищен. Какой бы прочной ни казалась его раковина.
В следующем году исполняется 135 лет со дня рождения Михаила Булгакова – писателя и драматурга, к чьим произведениям совсем скоро…
Очередное лето осталось позади, самое время начинать готовиться к следующему... Граждане, что из года в год якобы пытаются привести себя…
14 сентября завершился 50‑й международный кинофестиваль в Торонто. Главную награду (приз зрительских симпатий) получила драма Хлои Чжао «Хэмнет», вымышленная история Уильяма…
В Лос-Анджелесе завершилась 77-я церемония вручения телевизионной премии «Эмми». Главным триумфатором вечера стала «Киностудия», забравшая 13 статуэток. Помимо технических номинаций…
Опять сентябрь, как тьму времен назад. Сентябрь всегда наступает внезапно. Вроде вчера еще цвел май, и все лето было впереди,…
Подборка трейлеров российских проектов, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Воспоминания и размышления о «Братьях», сказочный блокбастер про…