Статьи

Обнаженка и не только: 6 ранних фильмов мастера эротики Тинто Брасса

В 1979 году натуралистичная и жестокая историческая драма «Калигула», снятая по сценарию американского писателя Гора Видала, шокировала зрителей и критиков (знаменитый рецензент Роджер Эберт даже сбежал из зала) и лишь значительно позже стала культовой классикой. Правда, сам Тинто Брасс был не то что недоволен окончательной версией фильма, смонтированной продюсером и основателем журнала Penthouse Бобом Гуччионе — он просто от нее отрекся. Режиссер хотел снять сатирический фарс, а получилась порно-драма: ритм был сильно замедлен, многие сцены удалены или заменены, да и музыкальное сопровождение стало совсем иным. Впрочем, сам Брасс довольно основательно переписал сценарий Гора Видала — Гуччионе решил, что там многовато гомосексуализма, а режиссер назвал его «писаниной старого атеросклеротика» и вставил туда больше обнаженных женщин и, конечно, оргию. Однако на порно-сценах настаивал именно Гуччионе, который пригласил для съемок девушек из своего журнала, так называемых Penthouse Pets. В результате получилось размашистое костюмное кино о погрязшем в пороке и вседозволенности диктаторе-садисте, которое внушительно смотрится и по сей день — с мощным бенефисом Малькольма Макдауэлла, отменным актерским ансамблем (важные роли достались британцам Питеру О’ТулуХелен Миррен и Джону Гилгуду) и обилием секса и насилия. Но это не совсем фильм Брасса.

В дальнейшем итальянец переключился на грубоватую эротику и пошлые наци-эксплуатейшены, с которыми теперь в основном и ассоциируется его имя. Однако мы попробуем вспомнить о тех временах, когда режиссера интересовали не только женские груди и зады внушительных размеров, но и эксперименты с киноязыком. В списке только его ранние картины, вышедшие до «Калигулы» — от спагетти-вестернов и сюрреалистических манифестов до комиксовых поп-артовых детективов.

«Летающая тарелка» / Il disco volante (1964)

Черно-белая сатирическая комедия известна оригинальным названием Disco Volante в основном меломанам — в честь нее назвали свой альбом экспериментальные рокеры Mr. Bungle. Меж тем фильм примечателен довольно сдержанным по итальянским меркам юмором и солидным актерским составом. В деревушке на севере Италии приземляются марсиане, но сайфай явно интересует режиссера значительно меньше, чем возможность высмеять нравы своих соотечественников. Комик Альберто Сорди сыграл здесь сразу четырех персонажей —  пафосного псевдоинтеллектуала Марчиано, пьянчугу-священника Дона Джузеппе, глупого гея графа Кросара и скептически настроенного сержанта полиции Винченцо Берутти. Моника Витти, буквально в том же году сыгравшая в «Красной пустыне» Антониони, появляется в роли жены мэра, изменяющей ему с Марчиано, а Сильвана Мангано, супруга продюсера Дино Де Лаурентиса, перевоплотилась в деревенскую мать-одиночку с семью детьми, обезвредившую инопланетянина лопатой. Брасс делает упор на абсурдных диалогах и изобретательных визуальных решениях, но в одной сцене все же показывает свое истинное приапическое лицо — когда на костюмированной вечеринке появляется марсианка в скафандре с прозрачной пластиной на груди.

«Янки» / Yankee (1966)

В городок, где всем заправляет мексиканская банда, разместившаяся прямо в церкви, приезжает молчаливый американец без имени (Филипп Леруа). Он предлагает главарю Кончо (Адольфо Челли) пристрелить своих людей за вознаграждение, а полученные деньги поделить. Такой план не вызывает у головорезов энтузиазма, но когда янки говорит о спрятанном золоте, Кончо отправляет его за ним вместе со своими подельниками. Всем, кто знаком со спагетти-вестернами «За пригоршню долларов» и «Джанго», сразу будет очевидно, что американец ведет с бандитами некую игру и в финале всех их проведет и перестреляет. На первом месте, конечно, не сюжет, а визуальная составляющая, и здесь Брасс пускается во все тяжкие, мелко шинкуя при монтаже сцену перестрелки в опустевшем городе-призраке, бросая на лица бандитов цветные блики церковных витражей или снимая людей с точки зрения скорпиона (сцену со паукообразным, кстати, пару лет спустя использует Сэм Пекинпа в «Дикой банде»). Разумеется, без финальной дуэли тоже не обошлось!

«Запыхавшись» / Col cuore in gola (1967)

Частный детектив Бернар (Жан-Луи Трентиньян, только что отыгравший в «Мужчине и женщине») знакомится с блондинкой Джейн (известная по многочисленным джалло Ева Аулин) и находит труп хозяина ночного клуба. Похоже, девушка имела к его смерти самое непосредственное отношение, но Бернар уже успел в нее влюбиться. Теперь за ними всюду следует полиция и незнакомцы в серых плащах, так что весь фильм проносится в постоянном движении. Тинто Брасс попробовал себя в жанре иронично-интеллектуального детектива, явно вдохновившись «Фотоувеличением» Антониони (действие фильма происходит в Лондоне). Также заметно влияние французской «новой волны» и комиксов (то и дело на экране появляются вклейки с надписями Boom! и Bang!).

«Черное на белом» / Nerosubianco (1969)

Молодая красавица Барбара (Анита Сандерс) расстается с мужем в парке и отправляется бродить по городу, пока за ней по пятам следует чернокожий мужчина (Терри Картер). Во время блужданий она фантазирует о сексе со своим преследователем, а Брасс касается самых актуальных для тех лет тем — расизма, движения хиппи, сексуальности и конформизма. Нехитрый сюжет подается через поп-артовый калейдоскоп образов, от обнаженных и расписанных красками «детей цветов» до архивных записей исторических зверств и новостных роликов, с суетливым монтажом, непременным полиэкраном и музыкой британской группы Freedom. Настоящее кино 69-го года, каким оно и должно быть и каким баловались чуть позже многие итальянцы («Аркана» Квести, «Мир Кандида» Якопетти и Проспери). Впрочем, следующая картина Брасса была еще радикальней по форме.

«Вопль»/ L’urlo (1970)

Внятный сюжет как таковой в фильме отсутствует. Если в двух словах — это психоделическая одиссея молодой пары (Тина Омон из «Казановы Феллини» и Джиджи Пройетти). Они то попадают в публичный дом, где за каждой дверью — своя девиация, вплоть до некрофилии (явная цитата из «Желтой подводной лодки»), то встречают поклонника Жан-Жака Руссо в трусах и парике XVIII века, оказавшегося каннибалом, то устраивают бунт в тюрьме, то убивают карлика-диктатора. Все это сопровождается архивными съемками военных действий и речей Гитлера и Муссолини, сюрреалистическими образами и обилием обнаженных женщин, а дробный монтаж вполне может вызвать головокружение и у современного подкованного зрителя. Брасс торопился высказать все, что наболело по поводу власти, фашизма и свободы — получилось сумбурно, но как минимум любопытно. Есть и автоцитата — в одной сцене герои бегут и видят, что их кто-то преследует. «А, это Трентиньян» — говорит парень. Видимо, прибежавший из фильма «Запыхавшись».

«Мне не хватает Сони Хени» (1972)

Оператор и режиссер Карпо Акимович-Година предложил нескольким авторам, приехавшим на Белградский кинофестиваль в 1971 году, снять короткометражку по определенному своду правил, строже, чем в «Догме-95» — никакой панорамы, снимать в одной комнате, с одной камеры и одного ракурса, на одну катушку пленки, а еще в фильме должна прозвучать фраза, вынесенная в название. Какой из коротких метров снял именно Тинто Брасс угадать невозможно, но сама компания из Милоша Формана, Душана Макавеева и Фредерика Вайсмана вызывает уважение и дает понять — в те годы будущий режиссер «Паприки» и «Все леди делают это» считался не мастером софткора, а смелым экспериментатором.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

11 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад