14 августа исполняется 40 лет со дня выхода скандальной порнографической драмы «Калигула». В честь юбилея «КиноРепортер» рассказывает, как ее создатель работал в самых разных жанрах.
В 1979 году натуралистичная и жестокая историческая драма «Калигула», снятая по сценарию американского писателя Гора Видала, шокировала зрителей и критиков (знаменитый рецензент Роджер Эберт даже сбежал из зала) и лишь значительно позже стала культовой классикой. Правда, сам Тинто Брасс был не то что недоволен окончательной версией фильма, смонтированной продюсером и основателем журнала Penthouse Бобом Гуччионе — он просто от нее отрекся. Режиссер хотел снять сатирический фарс, а получилась порно-драма: ритм был сильно замедлен, многие сцены удалены или заменены, да и музыкальное сопровождение стало совсем иным. Впрочем, сам Брасс довольно основательно переписал сценарий Гора Видала — Гуччионе решил, что там многовато гомосексуализма, а режиссер назвал его «писаниной старого атеросклеротика» и вставил туда больше обнаженных женщин и, конечно, оргию. Однако на порно-сценах настаивал именно Гуччионе, который пригласил для съемок девушек из своего журнала, так называемых Penthouse Pets. В результате получилось размашистое костюмное кино о погрязшем в пороке и вседозволенности диктаторе-садисте, которое внушительно смотрится и по сей день — с мощным бенефисом Малькольма Макдауэлла, отменным актерским ансамблем (важные роли достались британцам Питеру О’Тулу, Хелен Миррен и Джону Гилгуду) и обилием секса и насилия. Но это не совсем фильм Брасса.
В дальнейшем итальянец переключился на грубоватую эротику и пошлые наци-эксплуатейшены, с которыми теперь в основном и ассоциируется его имя. Однако мы попробуем вспомнить о тех временах, когда режиссера интересовали не только женские груди и зады внушительных размеров, но и эксперименты с киноязыком. В списке только его ранние картины, вышедшие до «Калигулы» — от спагетти-вестернов и сюрреалистических манифестов до комиксовых поп-артовых детективов.
«Летающая тарелка» / Il disco volante (1964)
Черно-белая сатирическая комедия известна оригинальным названием Disco Volante в основном меломанам — в честь нее назвали свой альбом экспериментальные рокеры Mr. Bungle. Меж тем фильм примечателен довольно сдержанным по итальянским меркам юмором и солидным актерским составом. В деревушке на севере Италии приземляются марсиане, но сайфай явно интересует режиссера значительно меньше, чем возможность высмеять нравы своих соотечественников. Комик Альберто Сорди сыграл здесь сразу четырех персонажей — пафосного псевдоинтеллектуала Марчиано, пьянчугу-священника Дона Джузеппе, глупого гея графа Кросара и скептически настроенного сержанта полиции Винченцо Берутти. Моника Витти, буквально в том же году сыгравшая в «Красной пустыне» Антониони, появляется в роли жены мэра, изменяющей ему с Марчиано, а Сильвана Мангано, супруга продюсера Дино Де Лаурентиса, перевоплотилась в деревенскую мать-одиночку с семью детьми, обезвредившую инопланетянина лопатой. Брасс делает упор на абсурдных диалогах и изобретательных визуальных решениях, но в одной сцене все же показывает свое истинное приапическое лицо — когда на костюмированной вечеринке появляется марсианка в скафандре с прозрачной пластиной на груди.
«Янки» / Yankee (1966)
В городок, где всем заправляет мексиканская банда, разместившаяся прямо в церкви, приезжает молчаливый американец без имени (Филипп Леруа). Он предлагает главарю Кончо (Адольфо Челли) пристрелить своих людей за вознаграждение, а полученные деньги поделить. Такой план не вызывает у головорезов энтузиазма, но когда янки говорит о спрятанном золоте, Кончо отправляет его за ним вместе со своими подельниками. Всем, кто знаком со спагетти-вестернами «За пригоршню долларов» и «Джанго», сразу будет очевидно, что американец ведет с бандитами некую игру и в финале всех их проведет и перестреляет. На первом месте, конечно, не сюжет, а визуальная составляющая, и здесь Брасс пускается во все тяжкие, мелко шинкуя при монтаже сцену перестрелки в опустевшем городе-призраке, бросая на лица бандитов цветные блики церковных витражей или снимая людей с точки зрения скорпиона (сцену со паукообразным, кстати, пару лет спустя использует Сэм Пекинпа в «Дикой банде»). Разумеется, без финальной дуэли тоже не обошлось!
«Запыхавшись» / Col cuore in gola (1967)
Частный детектив Бернар (Жан-Луи Трентиньян, только что отыгравший в «Мужчине и женщине») знакомится с блондинкой Джейн (известная по многочисленным джалло Ева Аулин) и находит труп хозяина ночного клуба. Похоже, девушка имела к его смерти самое непосредственное отношение, но Бернар уже успел в нее влюбиться. Теперь за ними всюду следует полиция и незнакомцы в серых плащах, так что весь фильм проносится в постоянном движении. Тинто Брасс попробовал себя в жанре иронично-интеллектуального детектива, явно вдохновившись «Фотоувеличением» Антониони (действие фильма происходит в Лондоне). Также заметно влияние французской «новой волны» и комиксов (то и дело на экране появляются вклейки с надписями Boom! и Bang!).
«Черное на белом» / Nerosubianco (1969)
Молодая красавица Барбара (Анита Сандерс) расстается с мужем в парке и отправляется бродить по городу, пока за ней по пятам следует чернокожий мужчина (Терри Картер). Во время блужданий она фантазирует о сексе со своим преследователем, а Брасс касается самых актуальных для тех лет тем — расизма, движения хиппи, сексуальности и конформизма. Нехитрый сюжет подается через поп-артовый калейдоскоп образов, от обнаженных и расписанных красками «детей цветов» до архивных записей исторических зверств и новостных роликов, с суетливым монтажом, непременным полиэкраном и музыкой британской группы Freedom. Настоящее кино 69-го года, каким оно и должно быть и каким баловались чуть позже многие итальянцы («Аркана» Квести, «Мир Кандида» Якопетти и Проспери). Впрочем, следующая картина Брасса была еще радикальней по форме.
«Вопль»/ L’urlo (1970)
Внятный сюжет как таковой в фильме отсутствует. Если в двух словах — это психоделическая одиссея молодой пары (Тина Омон из «Казановы Феллини» и Джиджи Пройетти). Они то попадают в публичный дом, где за каждой дверью — своя девиация, вплоть до некрофилии (явная цитата из «Желтой подводной лодки»), то встречают поклонника Жан-Жака Руссо в трусах и парике XVIII века, оказавшегося каннибалом, то устраивают бунт в тюрьме, то убивают карлика-диктатора. Все это сопровождается архивными съемками военных действий и речей Гитлера и Муссолини, сюрреалистическими образами и обилием обнаженных женщин, а дробный монтаж вполне может вызвать головокружение и у современного подкованного зрителя. Брасс торопился высказать все, что наболело по поводу власти, фашизма и свободы — получилось сумбурно, но как минимум любопытно. Есть и автоцитата — в одной сцене герои бегут и видят, что их кто-то преследует. «А, это Трентиньян» — говорит парень. Видимо, прибежавший из фильма «Запыхавшись».
«Мне не хватает Сони Хени» (1972)
Оператор и режиссер Карпо Акимович-Година предложил нескольким авторам, приехавшим на Белградский кинофестиваль в 1971 году, снять короткометражку по определенному своду правил, строже, чем в «Догме-95» — никакой панорамы, снимать в одной комнате, с одной камеры и одного ракурса, на одну катушку пленки, а еще в фильме должна прозвучать фраза, вынесенная в название. Какой из коротких метров снял именно Тинто Брасс угадать невозможно, но сама компания из Милоша Формана, Душана Макавеева и Фредерика Вайсмана вызывает уважение и дает понять — в те годы будущий режиссер «Паприки» и «Все леди делают это» считался не мастером софткора, а смелым экспериментатором.
Комментарии