Кино

«Единица Монтевидео»: Алексей Серебряков все понимает, но сказать ничего не может

Фильм «Единица Монтевидео» из программы 45-го ММКФ «Русские премьеры» встречает ничего не подозревающего зрителя кровищей, дикими воплями и крупным планом босых ступней. Очень по-тарантиновски, не правда ли? Однако больше ничего от Тарантино в этом фильме, увы, нет. Зато есть разное другое, подчас не менее любопытное.

Алексей Серебряков играет человека сложной судьбы, в прошлом талантливого врача, который выходит на свободу, отсидев за убийство жены. Он возвращается домой, где родная дочь с порога вопрошает: «Солянку будешь?» После чего принимается всячески отца унижать. В частности, заявляет, что его ненавидит. И далее прямо у него на глазах вкалывает себе дозу. А тот в ответ смиренно молчит, потому что у него мутизм. Иначе говоря, он дар речи потерял вследствие психической травмы. И с тех пор не разговаривает, лишь кивает или на бумажке пишет.

Как видим, роль у Серебрякова весьма незаурядная. Он прямо как Жан-Луи Трентиньян в «Великом молчании», или Николас Кейдж в «Стране чудес Вилли», или Кевин Смит в любом своем фильме. Только, естественно, круче их всех, вместе взятых. Потому что, во-первых, его герой умудряется, не произнося ни слова, принять деятельное участие сразу в двух жарких сценах секса. С разными женщинами притом. Одну из которых, сыгранную Полиной Кутеповой врачиху, он соблазняет посредством своевременной постановки верного диагноза ее пациентке.

А во-вторых, роль у Серебрякова не просто незаурядная, но и обладает также редким, завидным потенциалом. Хоть на «Оскара» выдвигайся, кроме шуток. Да и чего уж там, сама история, рассказанная в фильме, вполне могла бы при иных обстоятельствах и ином подходе как минимум на пару номинаций потянуть. Здесь тебе и искупление грехов через нечеловеческие страдания, и преодоление тяжелейших психотравм, и болезненный процесс собирания по кусочкам разбитых вдребезги жизней. Все это, естественно, с надрывом, с фонтанирующими эмоциями, с катарсисом в финале.

Американским академикам такие безжалостно слезливые, повышенной манипулятивности драмы, как правило, на ура заходят. Поэтому если бы какому-нибудь заокеанскому продюсеру «Единица Монтевидео» на глаза попалась, то он, будьте уверены, тотчас же воскликнул бы: «Эврика!» и побежал выкупать права на производство ремейка. Причем не пришлось бы даже ничего особо адаптировать под их реалии. Разве что ряд весьма спорных моментов подредактировать. И через пару лет мы бы увидели то же кино в отполированном варианте, с условным Дензелом Вашингтоном во главе актерского ансамбля.

Но вернемся к суровой действительности. В которой упомянутые спорные моменты переводят «Единицу Монтевидео» в разряд фильмов не то чтобы плохих, а скорее нелепых, страдающих от дефицита чувства меры, вкуса и здравого смысла. Про жаркие сцены секса мы уже говорили, но стоит также добавить, что обе они в общем контексте выглядят крайне пошло и неуместно. При том что вторая, с Ксенией Раппопорт, вообще приводит к ключевому событию, отправной точке всего сюжета – к убийству героем Алексея Серебрякова своей жены. И вот это событие – однозначно наиболее слабое место сценария.

Видите ли, на самом деле убийства там нет. Нет даже близко ничего похожего. И нам никак толком не объясняют, почему несчастного мужика, собственно, посадили за убийство и почему дочка, которая своими глазами видела, как дело обстояло, считает его убийцей. Подразумевается почему-то, что все и так очевидно, хотя не очевидно совсем. А это, на минуточку, – основа всей драматургии фильма. Которая, будучи возведена на таком жидком фундаменте, неумолимо разваливается.

И сколько бы усердия ни вкладывал в свою партию Алексей Серебряков, который всю дорогу ходит с понуро опущенной головой и глядит на всех затравленно исподлобья, как бы ни корчилась экспрессивно в истериках Агния Дитковските, менее высосанным из пальца и искусственно раздутым конфликт между их персонажами не становится. А нам еще то голую Раппопорт презентуют, то полуголого безрукого зека покажут, то карлика, торгующего раритетной аудиотехникой. Или вдруг заявится мерзкий предатель Артур Смольянинов, чтобы закусить водку кусочком брокколи и тем самым общественность пуще прежнего разгневать. Какая, скажите, после этого может быть драма? Смех один, да и только.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

9 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

10 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

14 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад