Кино

Новый фильм Стивена Спилберга в Торонто признали лучшим

47-й смотр в Торонто стартовал сравнительно недавно, 8 сентября, но основной претендент на главную награду – приз зрительских симпатий – уже известен. Это автобиографическая драма Стивена Спилберга «Фабельманы», вдохновленная воспоминаниями великого режиссера о его детстве и юности в Аризоне. Ее сценарий обладатель четырех «Оскаров» писал вместе с верным соратником Тони Кушнером («Мюнхен», «Линкольн», «Вестсайдская история»). Замысел картины родился у Спилберга еще в конце 1990-х, и теперь, по словам автора, она стала своеобразной квинтэссенцией его 75-летнего жизненного опыта. А многие посмотревшие называют «Фабельманов» его лучшим фильмом, готовой классикой, стопроцентным шедевром.

Главный герой ленты – юный Сэмми Фабельман. На протяжении 151 минуты экранного времени он взрослеет и открывает в себе нежную любовь к кинематографу как единственному средству защититься от житейских бурь. В 7-летнем возрасте его сыграл артист с эффектным именем Матео Зорина Фрэнсис-Дефорд, а в 18-летнем – Гэбриел ЛаБелль («Новый вишневый вкус», «Американский жиголо»). Роли родителей Сэмми достались Полу Дано и Мишель Уильямс, а Сет Роген заделался его дядюшкой. Обязанности оператора исполнил еще один старинный приятель Спилберга Януш Камински, лауреат «Оскара» за «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». Музыку же писал Джон Уильямс, который в начале этого года объявил об уходе на заслуженную пенсию.

Страстная любовь Спилберга к кино как величайшему из искусств, к созданию новых невероятных миров и к исследованию мира нашего всем прекрасно известна. И во многих его работах можно разглядеть автобиографические детали, позволяющие чуть ближе познакомиться с выдающимся мастером. Но если раньше мы лишь одним глазком заглядывали за кулисы, то «Фабельманы» решительно раздвигают занавес и показывают жизнь Спилберга будто под увеличительным стеклом. Конечно, в приукрашенном виде – перед нами же не документальный автопортрет. Тем не менее никогда прежде Спилберг не был столь исповедален, трогателен, раним, честен, склонен к рефлексии. 

Мы видим, как крошка Сэмми впервые оказывается в темном кинозале и с широко распахнутыми глазами смотрит мелодраму 1952 года «Величайшее шоу мира». Папа рассказывает ему, как технически устроена магия движущихся картинок, а мама объясняет, что это, в сущности, не самое важное. Главное – прекрасная и неповторимая мечта, отпечатком которой является практически каждый фильм. Это стремление мечтать, мечтать с помощью кинематографа предопределило всю дальнейшую жизнь Сэмми – как и Стивена Спилберга.

Разумеется, «Фабельманы» – кино чисто ностальгическое. Как пишут некоторые критики – бесконечно сентиментальное. Но в данном случае в подобном эффекте нет ничего дурного: ведь один из величайших киномастеров всех времен изливает перед нами душу. Делится своими представлениями о добре и зле, о превратностях взросления, о ремесле режиссера и сути киноискусства, наконец. Да, с одной стороны, жанр таких автобиографических открыток в последние годы стал на удивление модным и востребованным. Альфонсо Куарон с «Ромой», Кеннет Брана с «Белфастом», Паоло Соррентино с «Рукой бога»… Эти картины являлись фаворитами оскаровских гонок, и «Фабельманам», очевидно, тоже предстоит стать хитом наградного сезона.

Но, с другой стороны, погрязшим в конъюнктурщине академикам на сей раз выпадает редкий шанс отметить не социально значимый проект вроде «Короля Ричарда», а действительно уникальное, драгоценное произведение. Которое одним фактом своего существования напоминает, что кино в незапамятные времена создавалось для развлечения и размышления о сокровенном, а не для пропаганды актуальных тезисов по повестке дня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Больница Питт»: Ты не вылечишь мир, и в этом все дело

Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…

17 часов назад

Малый театр широко отпразднует 90-летие со дня рождения Юрия Соломина

Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…

19 часов назад

Российские мультфильмы, которые нужно увидеть здесь и сейчас

«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…

23 часа назад

«Грешники»: Вампирская южная готика в ритме блюза

За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…

2 дня назад

В России прошел Фестиваль китайского кино

С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…

2 дня назад

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

2 дня назад