47-й смотр в Торонто стартовал сравнительно недавно, 8 сентября, но основной претендент на главную награду – приз зрительских симпатий – уже известен. Это автобиографическая драма Стивена Спилберга «Фабельманы», вдохновленная воспоминаниями великого режиссера о его детстве и юности в Аризоне. Ее сценарий обладатель четырех «Оскаров» писал вместе с верным соратником Тони Кушнером («Мюнхен», «Линкольн», «Вестсайдская история»). Замысел картины родился у Спилберга еще в конце 1990-х, и теперь, по словам автора, она стала своеобразной квинтэссенцией его 75-летнего жизненного опыта. А многие посмотревшие называют «Фабельманов» его лучшим фильмом, готовой классикой, стопроцентным шедевром.
Главный герой ленты – юный Сэмми Фабельман. На протяжении 151 минуты экранного времени он взрослеет и открывает в себе нежную любовь к кинематографу как единственному средству защититься от житейских бурь. В 7-летнем возрасте его сыграл артист с эффектным именем Матео Зорина Фрэнсис-Дефорд, а в 18-летнем – Гэбриел ЛаБелль («Новый вишневый вкус», «Американский жиголо»). Роли родителей Сэмми достались Полу Дано и Мишель Уильямс, а Сет Роген заделался его дядюшкой. Обязанности оператора исполнил еще один старинный приятель Спилберга Януш Камински, лауреат «Оскара» за «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». Музыку же писал Джон Уильямс, который в начале этого года объявил об уходе на заслуженную пенсию.
Страстная любовь Спилберга к кино как величайшему из искусств, к созданию новых невероятных миров и к исследованию мира нашего всем прекрасно известна. И во многих его работах можно разглядеть автобиографические детали, позволяющие чуть ближе познакомиться с выдающимся мастером. Но если раньше мы лишь одним глазком заглядывали за кулисы, то «Фабельманы» решительно раздвигают занавес и показывают жизнь Спилберга будто под увеличительным стеклом. Конечно, в приукрашенном виде – перед нами же не документальный автопортрет. Тем не менее никогда прежде Спилберг не был столь исповедален, трогателен, раним, честен, склонен к рефлексии.
Мы видим, как крошка Сэмми впервые оказывается в темном кинозале и с широко распахнутыми глазами смотрит мелодраму 1952 года «Величайшее шоу мира». Папа рассказывает ему, как технически устроена магия движущихся картинок, а мама объясняет, что это, в сущности, не самое важное. Главное – прекрасная и неповторимая мечта, отпечатком которой является практически каждый фильм. Это стремление мечтать, мечтать с помощью кинематографа предопределило всю дальнейшую жизнь Сэмми – как и Стивена Спилберга.
Разумеется, «Фабельманы» – кино чисто ностальгическое. Как пишут некоторые критики – бесконечно сентиментальное. Но в данном случае в подобном эффекте нет ничего дурного: ведь один из величайших киномастеров всех времен изливает перед нами душу. Делится своими представлениями о добре и зле, о превратностях взросления, о ремесле режиссера и сути киноискусства, наконец. Да, с одной стороны, жанр таких автобиографических открыток в последние годы стал на удивление модным и востребованным. Альфонсо Куарон с «Ромой», Кеннет Брана с «Белфастом», Паоло Соррентино с «Рукой бога»… Эти картины являлись фаворитами оскаровских гонок, и «Фабельманам», очевидно, тоже предстоит стать хитом наградного сезона.
Но, с другой стороны, погрязшим в конъюнктурщине академикам на сей раз выпадает редкий шанс отметить не социально значимый проект вроде «Короля Ричарда», а действительно уникальное, драгоценное произведение. Которое одним фактом своего существования напоминает, что кино в незапамятные времена создавалось для развлечения и размышления о сокровенном, а не для пропаганды актуальных тезисов по повестке дня.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…