Собрали пять фильмов и сериалов о старинных богатствах и неожиданных кладах.
Казалось бы, сюжеты про клады и поиски сокровищ – типичный Голливуд. Однако история кино доказывает обратное: одних только советских фильмов на эту тему можно насчитать с пару десятков. Но хиты прошлого вроде «Приключений итальянцев в России» мы пока отложим – в этом материале «КиноРепортер» сосредоточился на современных отечественных фильмах и сериалах. И выяснил, что охотники за сокровищами по-прежнему преследуют две цели: золото и знания. Что примерно одно и тоже.
«Маршрут» (2007)
Сериал с Игорем Лифановым и Александром Абдуловым, основанный на реальной истории. Точнее, на двух историях: гибели туристов на горном маршруте и пропаже клада, который в военные годы эвакуировали из Керченского музея. Так, в 1942-м где-то в горах Адыгеи исчезло более 700 золотых и серебренных крымских артефактов. К драме с приключениями примешивается и шпионский триллер: за «золотым чемоданом» в свое время охотились немецкая разведка и КГБ.
По сюжету, спустя годы охота возобновляется: по следу сокровищ идут немецкие кладоискатели и бывшие работники спецслужб. Ситуация осложняется тем, что главный герой, которого играет Лифанов, уже бывавший на маршруте, берет с собой жену и детей. По исполнению сериал оказывается классическим телевизионным продуктом нулевых, ждать от него размаха нынешних проектов не стоит, хотя подкинуть пару сюрпризов он вполне способен. Как и порадовать прекрасными видами природы – съемки проходили на отрогах Главного кавказского хребта, так что любоваться горными пейзажами придется часто.
«Территория» (2014)
Дорогостоящая (бюджет составил полмиллиарда рублей) и масштабная драма о геологах, поехавших разведывать месторождения золота на край света. В отличие от других проектов в нашей подборке, здесь речь идет о природном сокровище, но добраться до него, пожалуй, еще сложнее. При просмотре «Территории» понимаешь, что природными красотами сурового края комфортнее любоваться через экран. Преодоление – для отчаянных.
Снимали картину полтора года и благодаря дробным экспедициям застали все сезоны. И хотя вместо Чукотки команда отправилась в Красноярский край, на визуальную составляющую это мало повлияло. Да и трудности были теми же – рекордные температуры и практически полная изоляция. С актерской игрой тоже все в порядке: главные роли взяли на себя Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Евгений Цыганов и Владислав Абашин.
«Грозный папа» (2022)
Царь (самый настоящий!) и археолог с лицом Кирилла Кяро (наводочки, кладики, махинации) ищут таинственный гримуар, чтобы исправить ошибки прошлого. Первые кадры «Грозного папы» уже впечатляют: Евгений Гришковец в неузнаваемом гриме играет в механические шахматы с железным холопом, а по расписным палатам разгуливают пингвины. В общем, еще до начала путешествия во времени становится очевидно, что исторической правды в картине немного: например, Ивана IV и Грозным-то при жизни не называли, а началось все с легкой руки европейских послов. Да и придворным этикетом не пахнет.
Зато детям и неравнодушным взрослым лента вполне может показаться близкой к идеалу: яркости и приключений ей не занимать, монтаж бодрый, Казань едут брать под Леонтьева, а еще герои говорят современным языком. Касается это как исторических персон вроде самого царя, его наследника («Бать, ну ты реально Грозный!»), ведьмы с нарколепсией и стрельцов, так и ныне живущих («Дядя Ваня, потом ремонт зацените»). Что тоже задача непростая, особенно с учетом комедийного уклона картины. В ней есть даже цирк с медведями, и это не фигура речи. Подробнее о съемках «Грозного папы» «КиноРепортер» рассказывал здесь.
«Либерея: Охотники за сокровищами» (2022)
Инженер и стартапер Илья (Тихон Жизневский) вынужденно мотается по миру в поисках древней библиотеки Ивана Грозного, ломает разные стены и в силу финансовых возможностей «оплачивает банкет» для таких же горе-искателей (Диана Пожарская, Алексей Серебряков). А все потому, что элементарных правил цифровой безопасности не знает: нашел старинный оклад в стене квартиры, сфотографировал, выложил в сеть – вот и огреб по полной от бандитов.
Режиссером «Либереи» стал Григорий Орлов, успевший до того отметиться двумя неоднозначными опусами, – спортивной драмой «Поддубный» и комедией «Наша Russia. Яйца судьбы». Третий его проект тоже нельзя назвать стопроцентной удачей: химия между ключевой парочкой не слишком правдоподобная, перемещения – от Вологды и Нарьян-Мара до Москвы – несколько бестолковые, а финал смазанный. С другой стороны, в первой половине «Охотники за сокровищами» увлекают не на шутку. Да и герои у ведущего трио вышли вполне себе ладными. Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
«Библиотекарь» (2023)
Брутальное русское фэнтези с Никитой Ефремовым в роли актера-неудачника, который на излете 1990-х приезжает в провинцию продать квартиру почившего отца (Андрей Мерзликин), а попадает в мистический мир. Охарактеризовать проект парой слов не выйдет при всем желании: это новая реальность, родившаяся на стыке веков и стилей. Со знакомыми элементами советской эстетики, черным юмором и кровавыми, почти средневекового характера баталиями.
За ценными артефактами – книгами, временно дарующими сверхспособности, – здесь ведется самая настоящая охота, что по касательной задевает даже случайных прохожих. Но погружаться в этот причудливый мир любопытно: какими бы бредовыми ни казались повороты, и с сюжетной, и с визуальной (в режиссерском кресле постановщик «Триггера» и «Территории») точек зрения они работают. В общем, осторожно рекомендуем тем, кто любит отечественный креатив, да и сами обещаем следить за сериалом с интересом. Ну а подробнее о первых сериях читайте в нашей рецензии.
Комментарии