Кино

Новогоднее чудо: Сколько зарабатывают новогодние фильмы

В России новогоднее кино давно превратилось в отдельный жанр и бизнес-стратегию. «КиноРепортер» разобрался в том, сколько зарабатывают праздничные фильмы, которые не только выходят зимой, но и сюжетно связаны с Новым годом или Рождеством.

Уже 45 лет романтическую комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» продолжают смотреть за каждым предновогодним застольем, а ее сиквел «Ирония судьбы. Продолжение», снятый Тимуром Бекмамбетовым, почти шесть лет возглавлял список самых кассовых российских фильмов в истории. Ленту посмотрели около 9 млн человек — даже сейчас этот результат впечатляет.

Бекмамбетов, вычленив главные бизнес-составляющие своего успеха, поставил создание сходных по стилистике проектов на поток. Так родилась франшиза «Елки» (8 киноальманахов и 1 спин-офф), чьи суммарные сборы превысили 6 млрд рублей. Секрет этого достижения прост: набор сюжетных линий на любой вкус и возраст, максимально доступная форма, непритязательный юмор и отряд звезд, одно перечисление имен которых приковывает внимание. Киноальманахи критиковали за обилие скрытой (а то и вполне открытой) рекламы, но каждые праздники миллионы россиян шли в кино, чтобы увидеть полюбившихся героев.

Параллельно та же студия Bazelevs развивала анимационную франшизу «Снежная королева». Квадрология по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена заработала в прокате в России и СНГ 1,2 млрд рублей и была продана для проката в десятках стран, включая Китай. На этот раз сработали возрастной рейтинг 0+ и 6+, качественная графика и (в отличие от главных конкурентов в новогодней битве — богатырей) знакомые всему миру герои.

Узнаваемость стала и ключом к сердцам зрителей для главного хита, помимо «Елок» — дилогии «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел». Оригинальный сериал обрел такую невероятную популярность, что в прибыльности его полнометражных продолжений никто не сомневался с самого начала. И хотя уход Александра Петрова заметно ударил по сборам сиквела, тот все равно получил более 1 млрд рублей, а суммарная касса едва не дотянула до 3 млрд.

Вероятно, именно узнаваемых персонажей или суперзвезд не хватило еще одному новогоднему продюсерскому проекту Бекмамбетова — «Черной Молнии». Хотя, по правде говоря, у первого отечественного супергеройского фильма при всех его достоинствах не было шансов: он «попал под поезд» вышедшего параллельно кэмероновского «Аватара». Как итог — сборы составили лишь 600 млн рублей, что было значительно ниже его кассового потенциала.

Новогодняя тематика вообще совершенно не гарантирует кассу. Даже при использовании всеми любимых героев и звезд. В случае ремейка советского хита «Джентльмены удачи» (в новой версии «Джентльмены, удачи!») с Сергеем Безруковым и Гошей Куценко вместо Евгения Леонова и Георгия Вицина оно имело обратный эффект. Зрителям как раз не понравилось, что кто-то покусился на «святое», а сравнение было заведомо не в пользу современной версии.

Да, продолжение «Иронии судьбы, или С легким паром!» тоже изначально воспринималось в штыки, но агрессивная реклама Первого канала (которой не было у «Джентльмены, удачи!» — фильм практически не продвигался) тогда переломила ситуацию. Кстати, тренд на ремейки старой классики окончательно закопал полтора года спустя ремейк «Кавказской пленницы».

Самым же большим потрясением стал сокрушительный провал масштабного новогоднего фэнтези «Дед Мороз. Битва Магов», в котором бородатый Федор Бондарчук крошил огненных монстров. При бюджете 200 млн рублей фильм собрал лишь 152 млн. По мнению экспертов, уже трейлеры показались многим, мягко говоря, неубедительными, а крайне негативный «сарафан» довершил дело. Картина даже в первый уик-энд заняла лишь пятое место в топе бокс-офиса. Помимо персональных режиссерских неудач, эта история оказалась абсолютно беспомощной против стартовавших на той же неделе «Пассажиров» с Дженнифер Лоуренс и Крисом Праттом и «Елками 5». Эти хиты перетянули на себя львиную долю зрителей (269 млн и 170 млн рублей, соответственно, против всего 25 млн у «Деда Мороза. Битва Магов»).

Впрочем, касса не всегда является мерилом качества: вкусно сделанные «Страна ОЗ» и «Со мною вот что происходит» (занятное совпадение: оба с Гошей Куценко в главной роли) — тоже собрали так мало, что в итоговый чарт не попали. И вновь причина в скромной, а то и вовсе отсутствующей промокампании: люди не пойдут на фильм, если не знают о его существовании. Именно поэтому в раскрутку даже таких больших проектов, как, например, «Мстители», вкладываются десятки миллионов долларов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Чем займутся Пирс Броснан, Кеннет Брана и Ума Турман

Как известно, бывших шпионов не бывает. Вот и Пирс Броснан, известный по роли Джеймса Бонда, возвращается в жанровое кино. Ирландец…

14 часов назад

День Победы отметят в Театре сатиры

9 мая в Театре сатиры пройдут праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Попасть на них можно бесплатно, необходимо только зарегистрироваться. …

14 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Сериалы, обязательные к просмотру

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки – от политической драмы «Спойлер» про партийные интриги до «Эрика», в котором Бенедикт Камбербэтч…

15 часов назад

Русский Джеймс Бонд и атомная бомба против цензуры: Как снимали «Бриллиантовую руку»

После невероятного успеха первых двух фильмов о Шурике Леонид Гайдай хотел отойти от жанра комедии. Режиссер положил глаз на классическую…

20 часов назад

Закрытие ММКФ-2024: Интересные образы красной дорожки

На дорожке любого фестиваля или кинопремии сложно что-то противопоставить эффектному появлению в черном вечернем платье или костюме. В первую очередь,…

1 день назад

«Зло не существует»: Экопритча с привкусом драмы

В российский прокат вышел новый фильм Рюсукэ Хамагути – «Зло не существует». Кажется, на полке славы режиссера собраны почти все…

2 дня назад