Хибла Герзмава и Владимир Дмитрук в опере «Норма», МАМТ
Одна из самых знаменитых и самых сложных опер мира. Ее обычно выбирают не для репертуара, а под конкретную вокалистку. Редкая техника бельканто обязывает, поэтому постановка «Нормы» – всегда событие и заявка на суперголос.
Одна из лучших исполнительниц всех времен – конечно, Мария Каллас. Своим волшебным вокальным аппаратом она вытягивала все нюансы арий без придыхания и натужности. Впрочем, в этом и есть смысл бельканто. Кто сегодня способен на это?
«Норма» в МАМТ – мощнейшая по масштабу постановка. Режиссер Адольф Шапиро и сценограф Мария Трегубова погрузили образы героев в военные реалии XX века: почти монохромные, серые декорации, почти нацистская форма… И это, увы, не производит впечатления: подобное осовременивание не придает опере новых смыслов. Ведь суть происходящего в человеческих отношениях и любовных коллизиях, так что искусственный фон не привносит в действие дополнительные акценты или драму.
И вновь возвращаемся к теме вокального мастерства. Конечно, «Каста Дива» – культовая ария, ради которой многие и идут на спектакль, она – как лакмус успеха. Для оперных прим исполнить эту арию – словно медаль в профессии. Хибла Герзмава – уникальная певица с редким диапазоном и деликатностью исполнения. И ее «Норма» – событие в оперном искусстве.
На нашем представлении ее колоратурная техника не достигла идеала. Но вспомним печальную историю, когда Каллас, после температуры и личных проблем, не смогла выступить так, как от нее ожидали, жестокая публика подвергла Марию обструкции, ее, образно говоря, чуть ли не закидали камнями за несоответствие ожиданиям. Так что не будем слишком строги к Герзмаве. Эта опера – и испытание, и вечный экзамен для вокалистов, она не прощает даже минимальных огрехов.
Что касается самой темы – она вне времени: любовная линия настолько сильна, что все коллизии сражений и переворотов меркнут перед страстями личного характера. Верховная жрица полюбила военачальника, отреклась от своих сакральных обязанностей и тайно вверглась в порок, родив ему детей. Но офицер, насладившись звездой, захотел новых впечатлений и нашел себе новую невинную жрицу.
Дальше классическая мелодрама: Норма узнает об измене и в отмщение поднимает народное восстание, но и признается в своем смертном грехе. И тут происходит неожиданное – возлюбленный предатель понимает, что все-таки любил только Норму и принимает смерть вместе с ней.
Вечные сюжеты, вечные ценности, вечные страсти – понятные и близкие публике вне времени. Но Винченцо Беллини придумал все же свой уникальный ход: все это существует только при виртуозном исполнении. А это особое искусство, которое случается не всегда.
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…