Фото: Юлия Мешкова
В полной темноте светят одинокие лучи фар, сопровождающие крик о найденном трупе Кобейна. Вскоре на сцене появится свет, время отматывается назад, а еще живой Курт (Богдан Щукин) расскажет о своем трудном детстве. С этого начнется краткое изложение биографии фронтмена легендарной группы Nirvana — истории, полной любви, ненависти и, конечно же, наркотиков.
Юрий Грымов к Nirvana подступается не впервые: еще в 2003 году на сцене Театра им. Владимира Маяковского вышла первая версия спектакля с Найком Борзовым в главной роли. Спустя 15 лет Грымов решил вновь взяться за старое — по его признанию, сейчас спектакль актуален как никогда. Да и сам выход постановки в рамках спецпроекта «Социальный театр» проливает свет на то, почему проект важен для Грымова: для режиссера не последнее место в постановке занимает именно зависимость Кобейна и его самоубийство, в котором автор пьесы, Михаил Трофименко, недвусмысленно винит именно наркотики.
В первую очередь Nirvana — это все же спектакль о Курте Кобейне и его не самой простой судьбе. На передний план выведены две самых важных страсти в биографии музыканта: любовь всей жизни — Кортни Лав (Анастасия Сычева), и «лучший друг», здесь названный Драгом (Юрий Анпилогов) — собственно, олицетворение различных наркотиков. Появляется Драг почти в самом начале истории, еще до создания группы Nirvana и переезда в Сиэтл, и остается до самого конца — как и положено «верному другу». Наркотик в пьесе важен настолько, что нет практически ни одной сцены без его участия — а вот сама группа как таковая отсутствует за ненадобностью.
Музыки для биографического спектакля о Кобейне здесь на удивление мало, причем песен Nirvana даже меньше, чем произведений других исполнителей. Поначалу решение кажется странным, но в какой-то момент приходит понимание, в чем именно дело, причем ключ к этому заложен в самом спектакле: Драг прямо проговаривает, что не имеет к музыке никакого отношения. А с учетом того, насколько важным для спектакля является взаимодействие музыканта с веществами, становится понятно, почему музыке отводится так мало места.
И если отсутствию музыки найти логичное объяснение не то чтобы трудно, то к ритму спектакля вопросов все же немало. Временами происходящее напоминает скорее набор отдельных сцен, сшитых друг с другом в каком-то полу случайном порядке: переезд Курта в Сиэтл из родного Абердина, встреча с Кортни, рождение дочери, лечение от зависимости в клинике, попытка лишения музыканта родительских прав, мировое турне, самоубийство — все нужные кубики вроде бы на месте, но в цельную картину они складываются с трудом. Возможно, дело в самих персонажах: их характеры меняются, и, к сожалению, не всегда логично. Если в первом акте герой предстает размазней, то во втором у него появляется какой-то внутренний стержень — даже несмотря на зависимость. Переход между двумя состояниями происходит словно по щелчку, и объяснений этому никто давать не собирается. Зато хорошо выведено одиночество музыканта: запутавшегося, непонятого и пытающегося найти выход в общении с семьей, в музыке и наркотиках.
Но даже несмотря на эту структурную шероховатость, следить за злоключениями Кобейна по-настоящему интересно, особенно если вы знакомы с вехами его биографии: знания помогают дорисовать в голове отсутствующие звенья истории, а происходящее цепляет само по себе. Не в последнюю очередь причина в интересных технических решениях: при минимуме декораций (во втором акте их нет вовсе, если не считать того, что вся сцена заполнена густой пеной) Грымов создает мизансцены с помощью мелких ухищрений. В ход идет удачное использование карманных фонариков, светодиодных лент или тонкого слоя полупрозрачной ткани. Последний натянут прямо перед сценой и на него проецируются всевозможные символы — от логотипа MTV до кровавого пятна, символизирующего разряженный в голову дробовик.
Nirvana не очень интересна как история о вреде наркотиков, но неплохо работает в качестве трагедии одинокого и не до конца понятого современниками музыканта. И хотя финал пьесы печален, произведение все же остается светлым: несмотря на тихое отчаяние героя здесь чувствуется бесконечная любовь к жизни. «Быть живым прикольно» — так заявлено в слогане спектакля.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…