В день открытия Московского международного кинофестиваля его президент провел традиционный брифинг для прессы.
Вечером 19 апреля стартует 46-й ММКФ. А днем президент фестиваля Никита Сергеевич Михалков пообщался с журналистами на брифинге. Кстати, этот смотр для него – юбилейный: он возглавил ММКФ 25 лет назад, в 1999 году.
В программе 2024-го – 240 фильмов из 56 стран. В 2023-м, для сравнения, было 202 ленты.
«В сегодняшней ситуации такое количество картин и стран – само по себе здорово. ММКФ проходит турбулентность после ковида и всех обстоятельств, случившихся в мире. Фестиваль не теряет интереса к себе, и это очень хорошо», – уверен Михалков.
Гостей тоже стало больше – ровно на одного: 129.
«Еще один человек сошел с ума и решил получить неприятности у себя дома», – пошутил президент фестиваля.
По традиции перечислив основные программы ММКФ (самым ярким мы посвятили специальный материал), Михалков напомнил, что в рамках смотра пройдет фестиваль стран БРИКС. В Москву пожаловали делегации из ЮАР, Эфиопии, Египта, Саудовской Аравии и других государств. Ну а на следующий год планируется вручение дебютной премии Евразийской киноакадемии, которую к тому времени также предстоит организовать. Никита Сергеевич не впервые говорит о важности этого начинания, но сейчас он сделал на нем особый акцент:
«В сегодняшней ситуации перераспределения интересов в сторону Востока такая Академия очень нужна. Мы видим, как меняются критерии, идеология фестивалей, как они становятся зацензурированными, предъявляют требования, без исполнения которых картина не может получить приз и даже попасть на фестиваль. За спиной Голливуда и Европы мы упускали из виду иранский, корейский, китайский, латиноамериканский кинематограф. Создание Евразийской академии – мощный шаг к открытию нового кино. А смысл премии – защита нравственных человеческих интересов, тех самых, что мы сегодня отстаиваем, встав во весь рост».
Обсуждая с журналистами насущные проблемы, Михалков подробно разобрал ситуацию с дипфейками: по его мнению, они таят в себе страшную опасность. Те же фейковые порноролики с участием знаменитостей, не имеющих к ним никакого отношения, разрушают человеческую сущность и семейные связи. Никита Сергеевич считает распространение подобных технологий диверсией.
Михалков открыто заявляет: «Если мир, взявшись за руки, категорически этого не запретит, мы можем столкнуться с абсолютно непредвиденными последствиями – как после цунами и извержения вулкана. Только в нравственном смысле».
Не обошлось и без рассуждений о предпочтениях российского зрителя: какое кино он смотрит, любит и ждет? Михалков убежден: наша публика воспитана на русской литературе. Цитируя собственный выпуск «Бесогона», он заявил, что «даже самый последний бомж, который никогда в жизни не читал Достоевского, – все равно человек Достоевского. Пусть он его не знает, но Достоевский его знал».
Критерий популярности фильмов у гостей кинотеатров Михалков сформулировал просто и вместе с тем неоспоримо: «Зритель должен понимать, кого любит тот, кто делал картину. И кого он, зритель, должен полюбить».
В этом плане, кстати, Никита Сергеевич высоко оценил грядущую ленту «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым в роли Солнца русской поэзии: по его мнению, фильм рассказывает о поэте «весело, честно, трагично и с любовью».
Возвращаясь к ММКФ, Михалков отметил его уникальность. В отличие от западных смотров, ставших, по его выражению, «колониальными», Московский кинофестиваль никогда не был ангажированным. Не является им и теперь. В разных секциях присутствуют разные по тематике и художественному исполнению картины. Тем и привлекателен смотр – своим разнообразием. Но и объединяющее начало тоже имеется. Прежде всего, ни одно из этих произведений не противоречит нашим краеугольным ценностям. Ну и, конечно, всем им присуща определенная планка мастерства:
«Когда вы трогаете ткань руками – вы чувствуете качество. То же самое и с кино. Есть качество, а есть его отсутствие», – резюмирует Михалков.
Оценить качество представленных на ММКФ работ можно уже с 19 апреля: его откроет драма «Открытое небо» по сценарию Гильермо Арриаги («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Три могилы» Томми Ли Джонса). Фестиваль продлится до 26 апреля и закроется блокбастером «Майор Гром: Игра».
Комментарии