Рассказываем историю причудливой франшизы про маньяков, в которой снимались Николай Костер-Вальдау и Юэн МакГрегор.
Весьма незаурядное событие в мире кинематографа произошло буквально недавно: на экраны вышло прямое продолжение знакового датского триллера 1990-х «Ночной сторож». Незаурядное это событие не в последнюю очередь потому, что с момента выхода первой части минуло 30 лет. И никто уж давно не чаял и не надеялся. Как вдруг на тебе. Причем и создатель тот же – Уле Борнедаль, и почти все актеры на месте. Примерно так же, к слову, другой датчанин – несравненный Ларс фон Триер – два года назад всех удивил, выпустив третий сезон своего «Королевства». Тоже (почти) 30 лет спустя.
Не лишним будет напомнить, что это вообще за «Ночной сторож» такой. Когда-то давным-давно начинающий кинодеятель Уле Борнедаль, у которого за плечами был всего один полный метр с интригующим названием «Мастурбатор», посетил копенгагенский морг. Да так вдохновился атмосферой этого заведения, что решил перенести свое впечатление на пленку. Он написал сценарий (причем трудился исключительно по ночам в безлюдном офисе, чтобы аутентичнее было), в 1993-м приступил к съемкам, а в 1994-м представил результат своих трудов широкой публике. И широкая публика приняла его на ура.
Главный герой, студент юрфака по имени Мартин (Николай Костер-Вальдау), устраивается ночным сторожем в институт судебной медицины. За покойниками в морге приглядывать. Мало ли чего. А тут как раз в городе маньяк повадился проституток почем зря убивать и скальпы с них срезать. Также параллельно герой наш заключает с товарищем пари: они по очереди друг другу выдают трудные прежде всего с моральной точки зрения задания, и кто проиграет, тот женится. В ходе этой игры товарищ знакомит героя с юной проституткой. Которая была знакома с одной из жертв маньяка. И все меж собой хитро переплетается, чтобы завершиться кровавой развязкой.
Для своего времени «Ночной сторож» был прямо глотком свежего воздуха. Потому что жанровое кино тогда пребывало в глубоком кризисе идей, и на фоне засилья номерных ужастиков хичкоковский, в сущности, триллер с небанальным сюжетом и живыми персонажами выглядел очень выгодно. Фильм собрал коллекцию наград локального значения и приглянулся американским продюсерам. Настолько, что Борнедалю доверили самому поставить голливудский ремейк.
В соавторы ему отрядили Стивена Содерберга, плюс собрали неплохой каст из восходящих и заслуженных звезд: Юэн МакГрегор, Джош Бролин, Патриция Аркетт, Ник Нолти, Джон Си Райли, Брэд Дуриф. И в 1997 году состоялась премьера «Ночного дежурства». Борнедаль не стал ничего дополнительно выдумывать, а взял и переснял все практически покадрово. Однако то, что в итоге получилось, было скорее обезжиренной версией оригинала. Сложно сказать, что послужило тому причиной: то ли давление студии, то ли неповторимое очарование чисто скандинавской пришибленности, которое при перемещении в американские реалии было начисто утрачено.
И вот, наконец, Уле Борнедаль вернулся к тому, с чего начинал свою долгую славную (ладно, не такую уж славную) карьеру. И первое, что он сделал, – вернул сиквелу ту самую чисто скандинавскую пришибленность. Теперь ее хоть обеими руками загребай: фильм, получивший название «Ночной сторож: Демоны передаются по наследству», пришиблен как надо, на твердую пятерку. Где-то, может, даже слегка чересчур, с перегибами.
Основная тема фильма – ПТСР и другие последствия столкновения с серийным убийцей. Мартин, герой Костера-Вальдау, после финала «Ночного сторожа» таки женился на своей подруге (ее там играла Софи Гробель), у них родилась дочь, но прошлое все не давало им покоя. Жена Мартина, не в силах примириться с пережитым кошмаром, покончила с собой, а сам он слегка повредился рассудком и впал в глубокую затяжную депрессию. Дочь меж тем подросла, поступила в мед и устроилась на работу. Туда же, где когда-то служил ее отец. И очень, как вы понимаете, зря.
В общем, опять у нас триллер про маньяка. Только уже не хичкоковский, а исконно скандинавский. Как мы знаем, влияние скандинавского нуара на скандинавский кинематограф последних десятилетий переоценить трудно. В данном случае оно тоже налицо: в наличии и мощная циничная женщина-сыщик, и сложные семейные взаимоотношения, и характерные выкрутасы детективной линии, когда все, с одной стороны, сильно заморочено, а с другой – все равно достаточно предсказуемо.
Но, как мы уже говорили, сильное место нового «Ночного сторожа» – это аутентичная, выкрученная на максимум скандинавская пришибленность. То есть, чтобы было понятнее, в фильме на самом деле не один маньяк орудует, а целых три. При этом большинство прочих персонажей также нельзя в полной мере назвать нормальными. Костер-Вальдау большую часть фильма говорит невпопад и имеет физиономию наркомана в разгар трипа, повстречавшего на улице слона. Персонаж Кима Бодния появляется, только чтобы напиться и поиграть в футбол. Еще есть странная девица с прической маллет, которой цепью задушить человека – что нам с вами высморкаться. При этом она ни одним из трех маньяков не является.
«Королевство» Ларса фон Триера поэтому неслучайно было ранее упомянуто. Если подумать, довольно много общего у этих произведений. Если напрячь воображение, вполне даже можно представить себе сюжеты обоих «Ночных сторожей» внутри «Королевства». В конце концов, и там и там базовым местом действия служит медицинское учреждение. Из чего напрашиваются некоторые (заведомо ошибочные) выводы о том, как функционирует в Дании медицинская система. По возможности лучше ни в больницы к ним не соваться, ни морги ни в каком статусе не посещать.
Комментарии