Хмурый вестерн, эксцентричный боевик и сновидческая фантазия о культуре отмены.
Недавно Ник Кейдж, которому 7 января исполняется 60, переполошил фанатов заявлением, что устал от кино. Он, дескать, 40 с лишним лет этим занимается, и теперь сил его хватит на 3–4 фильма максимум. Однако совсем забрасывать актерство Кейдж не планирует. Будучи ярым поклонником сериала «Во все тяжкие», он мечтает переключиться на долгоиграющие ТВ-проекты – в них больше возможностей для самореализации.
Но это – потом когда-нибудь. Пока же фильмы с Кейджем продолжают выходить с завидной регулярностью. Три новехоньких картины его с участием спешим представить вашему вниманию, в красках расписав, какими гранями своего таланта он блистает в мрачном вестерне, эксцентричном комедийном боевике и продюсерском детище Ари Астера про скучного дядьку, который вдруг начал сниться всем подряд.
«В поисках зверя»
Формула «дикий Кейдж на диком Западе» была впервые опробована в прошлогоднем вестерне «Отзвуки прошлого», который, правда, вышел той еще халтурой. Свежий «В поисках зверя» звезд с неба тоже не хватает, однако внимания все равно заслуживает. Молодчик по имени Уилл (Фред Хехингер) в 1864 году бросает Гарвард и решает махнуть на поиски приключений. С этой целью он прибивается к команде матерого охотника на бизонов Миллера (Кейдж), который возглавляет экспедицию в дебри Колорадо. Но поход затягивается, ибо стрелок маниакально уничтожает всех быков, что попадаются ему на глаза.
В великом компьютерном вестерне Red Dead Redemption II есть задание, где надо выяснить, кто и зачем бестолково устраняет бизонов. Поведение Миллера мало-помалу начинает напоминать поведение антигероев того квеста. По идее, он собирался добыть много шкур и заработать кучу денег. Но вскоре становится ясно, что удовлетворение собственных кровожадных инстинктов для мужчины важнее любых барышей. Не сказать, что Кейдж прямо-таки слетает с катушек, однако башню ему в какой-то момент сносит капитально. Это едва не обрекает его спутников на гибель, ибо морозы подкрадываются незаметно, но кое-кто все же выживает. Зачем – уже другой вопрос.
В оригинале фильм Гейба Польски («Красная армия») называется Butcher’s Crossing, в честь местечка, где охотники продают бизоньи шкуры. Локализация же несет в себе простенькую метафору, исходя из которой зверем оказывается не тот, кто попадает в прицел, а тот, кто держит ружье. Здесь нет индейцев, бандитов, шерифов, грабителей банков, проституток и прочих архетипов, населяющих большинство вестернов. Лишь суровые люди на фоне суровой природы, которые ищут воду, палят из винтовок, степенно беседуют возле костра и теряют налет цивилизованности, словно растворяясь в неприветливых колорадских пустошах. Событий – минимум, но смотреть приятно. Особенно на хмурого бородатого Ника, который бреет лысину опасной бритвой, излучая олдскульную маскулинность.
«Папа из спецназа»
Cимпатяжка Эшли (Эшли Грин) ввязывается в темные делишки, закрутившиеся из-за флэшки с загадочным содержимым. Оно может навредить могущественным господам с неустойчивой нервной системой, поэтому те намерены вернуть ее всеми доступными, но не очень законными способами. Еще у Эшли есть дочурка, которой грядущие разборки вряд ли на пользу пойдут. Так что Эшли прячет флэшку в дочкин рюкзак и отправляет ее на Кайманы, где проживает достопочтенный дедушка Мэтт. Этого-то дедушку и играет Ник Кейдж в дурацком парике, в первой сцене со своим участием мирно дремлющий на пляже под убаюкивающий шепот волн.
Поначалу он кажется безобидным добродушным пенсионером, который сбежал от холода и слякоти в мир вечного лета, где круглый год носят гавайские рубашки, рыбачат и потягивают коктейли с вишенкой. Но вскоре мужик раскочегаривается. И дает прикурить бандитам, прибывшим на Кайманы в погоне за флэшкой вместе с плененной Эшли. Ведь раньше он пахал на государство и выполнял секретные поручения деликатного свойства, о чем Эшли даже не подозревала. Поэтому теперь она с разинутым ртом наблюдает за тем, как пляжный бездельник проламывает черепа мерзавцев гантелей, перерезает им глотки и поджигает выстрелом в упор из ракетницы.
«Папа из спецназа» – несмешная экшен-комедия с претензией на эксцентричность, которая существует лишь для того, чтобы Ник Кейдж вновь побывал в шкуре героя боевиков («он – машина для убийств!»), а его антагонист Рон Перлман сыграл душевного плохиша с любовью к Шекспиру. В отличие от молчуна Миллера из предыдущего фильма, дед Мэтт болтает без умолку, временам зачем-то переходя на французский, отчаянно жестикулирует и бурно эмоционирует, а периодически генерирует перлы вроде «тарелку дерьма сиропом не исправишь». Для попадания в золотой фонд кейджевских работ этого маловато, но для беззаботного развлечения вечером у экрана вполне достаточно.
«Герой наших снов»
Эту картину Николас Кейдж хотел бы сделать своей лебединой песней. Но, увы, есть у него и другие обязательства, которые следует выполнить. Так что «Герой наших снов» – не финальный фильм с Ником, а всего лишь последний, доступный к ознакомлению на данный момент. И один из занятнейших его проектов 2020-х. Биолог-эволюционист Пол Мэттьюс (Кейдж) – унылый дядька с женой и двумя дочками, нудный профессор, который мечтает написать книжку о муравьях. Однажды этот максимально обычный человек по неясным причинам оказывается в максимально необычных обстоятельствах: множество людей вдруг начинает видеть его в своих снах. Пол в одночасье становится звездой, но все меняется, когда безмятежные грезы вытесняются жуткими кошмарами.
«Если ты выделяешься – сразу делаешься целью», – заявляет Мэттьюс на лекции про зебр, которые сбиваются в пестрое стадо, чтобы хищнику было сложнее выбрать особь для атаки. Подобное, собственно, с ним и происходит: недавний всенародный любимчик по щелчку пальцев превращается в изгоя, хотя ни симпатию, ни презрение толпы он не контролирует. Мало ли, что там в людских головушках творится, когда они глаза закрывают. Он-то здесь при чем? Но так работает культура отмены. С логикой она дружит не всегда. Сегодня продюсеры собираются купить права на экранизацию твоей жизни, а завтра тебя обзывают Фредди Крюгером и даже на дочкин концерт не пускают.
Если бы сценарием и режиссурой занимался Ари Астер, а не малоизвестный (пусть и талантливый) норвежец Кристоффер Боргли, «Герой наших снов» мог бы стать еще более странным, самобытным и незабываемым. Впрочем, в нынешнем виде он тоже достаточно странен, самобытен и незабываем. В лучшие моменты вообще будто Чарли Кауфман в комнату (сон?) заходит и сидит тихонько в уголке, о чем-то своем размышляя. А Кейдж с ему одному доступной самоотдачей изображает жалкого и нерешительного товарища, который случайно почувствовал себя особенным, но потом поплатился за незаслуженные лавры. Слившиеся в экстазе сны и реальность никогда не были так актуальны, хотя самого Ника, к счастью, никто и не думал отменять. Мало ли, вдруг как рассердится, как приснится, как начнет всякую дичь вытворять. Себе дороже.
Комментарии