Кино

Мифы и легенды Нового года: Праздничный портал

Почему каждый год 31 декабря Женя Лукашин с друзьями ходит в баню, заведующий детским садом Трошкин перевоплощается в бандита по кличке Доцент, управдом Иван Васильевич Бунша примеряет шапку Мономаха, а остальные за этим всем наблюдают с завидным постоянством десятилетиями? Предлагаем вам версию, почему именно с этими фильмами прочно ассоциируется Новый год и что в них такого особенного.

Как обычно проходит типичное 31 декабря, самое преддверие Нового года? В хлопотах, приготовлениях. В предвкушении того «наступающего», с которым все вокруг друг друга поздравляют. Кто-то режет салаты. Кто-то бегает по магазинам в поисках того самого подарка. На столе постепенно расставляются блюда с яствами. На балконе уже застыл и смиренно ждет свидания с ароматным хреном холодец. На подоконнике выстроились аккуратным рядком бутылки с игристым и крепким. В углу приветливо мигает гирляндами наряженная елка. За окном идет легкий снежок и постепенно смеркается. А в телевизоре, работающем с приглушенным звуком…

…Сами знаете что – «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» или «Кавказская пленница». Картины, казалось бы, совершенно разные, непохожие в них рассказываются истории. И тем не менее что-то же их объединяет. В плане внутреннего содержания, которое все вроде бы знают наизусть.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1969)

Эти фильмы показывают по телевизору 31 декабря не для того, чтобы их смотрели. Строго говоря, они в этот момент и не являются в полном смысле кинематографическими произведениями. А выполняют примерно ту же функцию, что и поздравления «с наступающим», и елка в углу, и яства на столе, и холодец на балконе. То есть они не что иное, как атрибуты ритуала. Но атрибуты куда более важные и имеющие куда более глубокое сакральное значение, чем все остальное вышеперечисленное.

Дело в том, что сюжеты картин, которые в нашем сознании прочно и неразрывно связаны с Новым годом, отсылают – вне зависимости от воли своих создателей, заметьте, – к древнейшим истокам этого праздника. К тем мифологемам, которые знакомы буквально каждому жителю не только нашей страны, но и плюс-минус всей планеты. Ведь наступление Нового года люди отмечали везде и всегда. В Древнем Риме, например, чествовали Януса – двуликого бога, умевшего благодаря указанной физиологической особенности глядеть в прошлое и будущее разом. Он еще до Юпитера числился у римлян богом-демиургом – творцом космоса, повелителем хаоса и к тому же ответственным за разного рода проходы, двери и порталы. В первую очередь – между мирами. Даже Хеллоуин тоже в некотором роде Новый год, поскольку происходит от кельтского праздника Самайн, знаменовавшего окончание сбора урожая.

Короче говоря, свой Новый год был и есть у любого народа. Он может отмечаться весной, зимой, летом или осенью, по-разному именоваться, но суть остается всегда неизменной. Это условное обозначение того момента, когда подходит к завершению некий большой цикл – астрономический, сельскохозяйственный или еще какой – и начинается следующий. Короткий промежуток безвременья, когда осуществляется переход между прошлым и будущим, между смертью старой жизни и началом новой.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)

Соответственно, граница, отделяющая наш упорядоченный (пускай и не идеально) мир от мира хаоса, истончается, сама реальность как бы раздваивается и становится легче проникнуть туда, куда обычно нельзя попасть. Неспроста именно вокруг таких реальностей и крутятся сюжеты фильмов, которые провожают старый год на ТВ во славу вечного круговорота Вселенной.

Так Женя Лукашин оказывается в своеобразном зазеркалье – в квартире, которая выглядит как его собственная и находится в том же доме по тому же адресу, но не в родной Москве, а в Ленинграде. Городе зловещем и пропитанном мистикой (Николай Гоголь и Андрей Белый не дадут соврать). Городе, само название которого более чем наполовину состоит из вымышленной фамилии самого известного неупокоенного мертвеца.

Как там Лукашин, кстати, оказался? Вследствие посещения бани, а это водная стихия. Вода в свою очередь – символ многозначнейший, неотъемлемый элемент космогонических, теогонических и каких угодно мифов. Герой, направляющийся в другой мир (конечный пункт назначения, впрочем, может обозначаться и как-нибудь иносказательно), должен встретить на своем пути водную преграду, как правило, реку или море, но сгодится любой водоем или связанная с водой локация. Недаром Миша, персонаж Георгия Буркова, лукаво спрашивает у Жени: «Ты что, хочешь уйти сухим?»

В «Бриллиантовой руке» разыгрывается, по сути, тот же сюжет. Только вместо бани – круиз, вместо Ленинграда – еще более мистический Стамбул (Константинополь), один из старейших центров человеческой цивилизации, стратегически расположенный на стыке Европы и Азии. Семена Семеновича Горбункова, как и Женю Лукашина, принимают не за того, что и запускает цепь дальнейших событий.

Снова раздваивается реальность. Горбунков, нечаянно заглянувший за пределы своего привычного мира, произносит специальное заклинание «Черт побери!» (прямое обращение к инфернальной сущности) и становится против своей воли владельцем артефакта, который принадлежит миру потустороннему, и отныне вынужден пребывать одновременно и там и тут. Лишь пройдя через три испытания (мифологема троекратного повторения), связанные с искушениями вином, рыбалкой и женщиной, герой избавляется от печати зла и благополучно возвращается к нормальной жизни.

Чуть иначе устроен, но от этого не менее мифологичен сюжет «Джентльменов удачи». В отличие от Лукашина и Горбункова, Евгений Иванович Трошкин добровольно соглашается на трансцендентное путешествие, поменявшись местами с собственным доппельгангером (двойник человека, его темная сторона). Доцент – персонаж той же природы, что и злой двойник агента Купера в третьем сезоне сериала «Твин Пикс». Загробный мир здесь уже предстает не как Ленинград или таинственная чужбина, а как тюрьма, что для советской поп-культуры также вполне характерно. Откуда Трошкин бежит, прихватив с собой троицу заблудших душ, преследуя при этом сразу две цели.

Первая цель благородная – спасти эти три души. Вторая цель – раздобыть с их помощью особый предмет, обладающий, помимо высокой материальной ценности, еще и некоторым символическим наполнением и, очевидно, магическими свойствами. Предмет этот, некогда бывший собственностью самого могущественного человека ойкумены (часть мира, освоенная людьми) и служащий овеществлением бесконечной власти, является достоянием уже третьего мира, лежащего за пределами не только физического пространства, но и времени.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

В «Кавказской пленнице» Шурик, до этого учившийся в вузе на некой технической специальности, занят постижением уже совсем других наук. В частности, он изучает фольклор. Мифологию, иначе говоря. В процессе чего принимает участие в похищении невесты. Этот обряд, мало где в наши дни сохранившийся, возник еще в незапамятные времена и был распространен повсеместно, находя отражение, опять же, в многочисленных мифах (похищение сабинянок римлянами, похищение Елены Тесеем и так далее). Шурик же в конечном счете невесту – студентку, красавицу, комсомолку Нину – вызволяет из символического ада. Только теперь это застрявшее в парадигме устаревших патриархальных установок общество.

Тем самым он последовательно совершает сложный путь «катабасис» (сошествие в ад) и «анабасис» (военное восхождение), воспроизводя все тот же миф об Орфее и Эвридике о путешествии в загробный мир для спасения любви. Отголоски которого, как мы уже успели убедиться, наличествуют и в «Иронии судьбы», где Лукашин также вызволяет из ада дисфункциональных отношений Надю Шевелеву, и в «Джентльменах удачи», где Трошкин нисходит в преисподнюю, чтобы увести оттуда души грешных, но хороших, заслуживающих лучшей доли мужчин.

Наконец, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», завершающем трилогию, Шурик, используя все полученные им в ходе долгих изысканий знания о мире физическом и мире метафизическом, конструирует алхимическую машину, способную создавать пространственно-временные порталы.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Однако заметьте: на этот раз сам Шурик никуда не перемещается. Перемещаются другие герои. Бунша и Милославский в одну сторону, Иван Грозный – в противоположную. Притом их трансцендентные путешествия изначально лишены какой-либо цели и смысла. И даже в процессе они ровным счетом ничего не приобретают и никак внутренне не трансформируются вопреки всем законам драматургии.
Почему так? Потому что, как мы узнаем в самом конце, все это происходило не наяву, а в сновидении Шурика.

Последний, таким образом, настолько в своем сознании преисполнился, что фактически уподобился тому самому богу-демиургу Янусу, овладев безграничной властью творить реальности и по своему усмотрению ими манипулировать. Но, по-видимому, утратил контроль, заблудившись в собственных реальностях-сновидениях. На что прямо намекают финальные кадры, на которых шапка Мономаха превращается в говорящую по-итальянски кошку.

Так при чем здесь Новый год-то, собственно? Притом что новогодняя мистерия имеет явственное дионисийское начало, а Дионис как раз был центральной фигурой орфизма – древнегреческого религиозного течения, основателем которого считается тот самый Орфей, сошедший в ад за своей Эвридикой. Никто же не будет спорить с тем, что Новый год – во всех смыслах наиглавнейшая вакханалия.

Это языческое таинство, в рамках которого мы буквально окружаем себя древними символами. Мы потребляем солярные фрукты, водим солярные хороводы вокруг мирового древа и совершаем обильные возлияния. Предаваясь оным конкретно в это переходное время – время умирания и воскресения самого времени, мы сами, подобно Орфею, как бы погружаемся в царство Аида, чтобы 1 января оттуда вернуться. О чем нам, точнее нашему подсознанию, лишний раз напоминают с телеэкранов Женя Лукашин, Шурик и Евгений Иванович Трошкин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Дмитрий Чеботарев: «Я буквально выгрызал эту роль»

Долгим и извилистым получился путь на экран у Дмитрия Чеботарева. Военно-морской лицей, факультет режиссуры театрализованных представлений и праздников в Хабаровске,…

19 часов назад

Итоги – 2024. Важные события и люди года

События – 2024 Выборы президента России С 15 по 17 марта в нашей стране прошли уже восьмые выборы президента Российской…

1 день назад

Как снимали сказочный блокбастер «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»

Снял новую киносказку «Волшебник Изумрудного города» Игорь Волошин, который прежде над подобными проектами не работал. Хотя тема удивительных перелетов ему…

2 дня назад

Итоги – 2024. Главные фильмы года

«Холоп 2» Пока оригинального «Холопа» растаскивали на ремейки за рубежом, его продолжение ворвалось в новогоднюю гонку и заработало миллиард за…

2 дня назад

Волшебный Восток: Что произошло на съемках сказочного фэнтези «Финист. Первый богатырь»

Трилогия «Последний богатырь» завоевала такую народную любовь, что ее создатели решили расширить сказочную киновселенную и рассказать предысторию полюбившихся героев. В…

3 дня назад

Итоги – 2024. Главные сериалы года

«Слово пацана. Кровь на асфальте» «Слово пацана» стартовало в конце 2023 года, но в настоящий феномен выросло уже в 2024-м.…

3 дня назад