Максим Матвеев в спектакле «Дьявол» сыграл человека, загубившего душу из-за женщины.
Этот спектакль идет на сцене на Чистых прудах Театра Табакова уже не первый год, но интерес к нему у публики до сих пор невероятно высок. В этом, безусловно заслуга режиссера Михаила Станкевича, ученика Сергея Женовача, сумевшего создать интересный спектакль по повести Льва Толстого «Дьявол». Как решился совсем молодой режиссер сделать своей дебютной работой в театре постановку столь глубокого произведения — остается только удивляться. И к тому же собрать в этом спектакле ярчайших артистов. Зрители, как известно, зачастую идут в театр на имена, а здесь их целое созвездие. В спектакле, помимо Максима Матвеева в роли главного героя Евгения Иртенева, заняты Роза Хайруллина, Ольга Красько, Паулина Андреева, Марина Салакова, Борис Плотников, Екатерина Стеблина. Это сегодня Максим Матвеев звезда, а когда «Дьявол» появился в репертуаре «Табакерки», артист еще не был так популярен, да и о Паулине Андреевой, чье имя у всех на слуху, тогда мало кто и знал.
Главное в этом спектакле, конечно же, тема, которую артисты вместе с режиссером постарались раскрыть: губительная страсть. «О, если бы я только мог, хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти» — сокрушался Борис Пастернак. А Лев Николаевич Толстой написал об этой страсти немало строк, и одно из самых сокровенных и откровенных в этом смысле его произведений – повесть «Дьявол». Он написал ее будучи человеком преклонного возраста, когда у него уже сформировались взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Главной в этой повести стала тема разрушения человека плотским желанием, причем, как духовного, так и физического. По воззрениям писателя, именно плотские страсти и есть тот самый искушающий человека дьявол. По сюжету молодой дворянин Евгений Иртенев после смерти отца приезжает вместе с матерью в родовое имение . Главная цель его жизни на этом этапе — поправить пошатнувшееся хозяйство и расплатиться с долгами. «Здоровья ради» он идет на сексуальную связь с крестьянкой Степанидой. Встречается с ней изредка, платит за свидание по рублю и считает себя почти порядочным человеком. В целом Евгений у Толстого почти идеален. Тем печальнее выглядит случившаяся с ним история падения. Он женится по любви, забыв о Степаниде, в семейной жизни счастлив — до поры. Пока не увидит эту Степаниду вновь, ощутив к ней непреодолимое влечение. Такая вот роль досталась Максиму Матвееву, в которой он, надо признать, и глубок, и деликатен, и страстен, когда это требуется по ходу действия.
Героям этой постановки приходится быть одновременно и персонажами спектакля, и рассказчиками. И в этом смысле самая большая нагрузка ложится на Максима Матвеева. Он постоянно комментирует свои скрытые переживания, различные оттенки своего эмоционального состояния. Перед зрителями типичный пример психологического самоанализа. Именно таким был прописан Толстым Евгений Иртенев. И в этом беспощадном самоанализе артист очень убедителен. Он измучен своими переживаниями, хочет от них освободиться, пооткровенничав с кем-нибудь. Едва не признается во всем своей жене Лизе (в этой роли в спектакле заняты Ольга Красько и Евгения Борзых). Наконец, открывается своему дядюшке Андрею (Борис Плотников), и тот на время даже спасает Евгения от наваждения. Но лишь на время.Артисты представляют собой сыгранный ансамбль, в котором запоминается и Роза Хайруллина в роли матери Лизы с ее вечно недовольным лицом явно неудовлетворенной женщины. А Марина Салакова в роли матери Евгения легка, подвижна, чуть легкомысленна. Сразу видно, что она не потеряла интереса и к жизни, и к противоположному полу. Хороша в роли Степаниды Екатерина Стеблина. Студенткой школы-студии МХАТ вышла она на сцену в этой роли, и не расстается с ней до сих пор. Есть в ней этакая природная манкость, что совершенно необходимо для роли сексуально привлекательной женщины. Иначе чем и объяснить роковую страсть главного героя. Евгений полагал, что Степанида для него развлечение, а вышло наоборот: он стал для нее очередным приключением.
Вообще эротизмом пронизан весь спектакль, несмотря на его сценическое оформление. На заднем плане отгороженное пространство, где перед зрителями проходят сцены барской жизни. А основное действие происходит на хозяйском дворе, где рядом гумно с зерном и ведущая на сеновал лестница. И понятно, что любая из крестьянских девушек не прочь пошалить и с барином, с управляющим имения (артист Алексей Вакарчук). По ходу спектакля станет ясно, что Степанида «шалила» и до Евгения, и после него. Связь с разными мужчинами — естественная составляющая ее жизни. По Толстому, в этом главная проблема для мужчин в отношениях с обладающими яркой сексуальной энергетикой женщинами — от них невозможно оторваться, их нельзя забыть.
Здесь уместно вспомнить трактовку Карена Шахназарова в его картине «Анна Каренина. История Вронского», где главную роль сыграл тот же Максим Матвеев: Вронский также предстает жертвой страсти, из-за которой его жизнь оказывается загубленной. Евгений Иртенев так же не может найти выход из ситуации: и жена прекрасная, любящая, и уже появилась дочь, а он не может не думать о Степаниде. Он старается избегать встречи с ней, готов даже выслать всю ее семью из деревни, пытаясь устоять перед искушением. Максиму Матвееву удалось передать эти невыносимые муки своего героя и поиски ответа на вопрос, что делать: изменять жене не хочет, без Степаниды жизнь не в радость. У Льва Толстого два разных варианта финала повести, у которой изначально даже название было другое. В первом, неопубликованном, Евгений решается на убийство Степаниды, ставшей для него наваждением. Но в окончательном варианте писатель приводит героя к мысли о самоубийстве. Поставивший спектакль режиссер Михаил Станкевич сделал свой выбор.
Комментарии